Процессу оплодотворения предшествует опыление — перенос пыльцы от пыльцевых мешков тычинок к рыльцам пестиков. Попав на рыльце пестика, под воздействием веществ, выделяемых пестиком, пыльца начинает прорастать: образуется пыльцевая трубка, внедряющаяся в ткань рыльца. Кончик пыльцевой трубки выделяет вещества, размягчающие ткань рыльца и столбика. В процессе формирования пыльцевой трубки принимает участие сифоногенная клетка. По мере роста пыльцевой трубки в нее переходит спермагенная клетка, которая делится митозом с образованием двух спермиев (у некоторых растений спермагенная клетка дает начало двум спермиям еще до прорастания пыльцы). Пыльцевая трубка продвигается по столбику пестика и врастает в зародышевый мешок, как правило, через микропиле. После проникновения в зародышевый мешок кончик пыльцевой трубки разрывается, и спермии попадают внутрь. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу. Второй спермий сливается с центральной клеткой зародышевого мешка, образуя триплоидную клетку, из которой далее формируется эндосперм (питательная ткань) семени, обеспечивающий питание зародыша. Синергиды и антиподы дегенерируют. Вышеописанный процесс получил название двойного оплодотворения. Двойное оплодотворение у цветковых растений было открыто в 1898 году русским ботаником С.Г. Навашиным.
После двойного оплодотворения из яйцеклетки формируется зародыш семени, из центрального ядра зародышевого мешка — эндосперм, из интегументов — семенная кожура, из всего семязачатка — семя, а из стенок завязи — околоплодник. В целом из завязи пестика формируется плод с семенами.
Только биологические закономерности действуют у общественных насекомых, у которых вся социальная организация держится на химических сигналах, определяющих развитие личинок. Так, у перепончатокрылых (муравьи, пчёлы, осы) существует царица (), которая занята размножением, а все другие функции по поддержанию колонии выполняют бесплодные самки, у которых к размножению подавляется веществами, выделяемыми царицей. Особенно хорошо биологическая детерминация выражена у муравьёв, где особи с разными функциям (рабочие, солдаты) заметно отличаются по морфологии, и эти различия, опять же, определяются сигнальными веществами, которые личинки получают с пищей.
Про "стадо обезьян" сложнее, т. к. обезьяны бывают разными, но в целом у них большое значение имеет умение выстраивать отношения между особями. Это очень хорошо описал Франс де Валь в книге "Политика у шимпанзе. Власть и у приматов".