Кожа у земноводных голая и тонкая, имеет многоклеточные железы, выделяющие слизь. Поэтому она всегда влажная. В кожных выделениях растворяется атмосферный кислород, благодаря чему возможно кожное дыхание. У большинства земноводных кожа пропускает воду, и они, находясь в водоеме, постоянно «пьют ее кожей». На голове земноводных расположены пара крупных выпуклых глаз и пара ноздрей. Глаза и ноздри находятся у большинства земноводных на возвышениях. Поэтому лягушка, например, может, не вылезая из воды, дышать атмосферным воздухом и ориентироваться в окружающем ее пространстве. В отличие от рыб глаза у большинства земноводных имеют подвижные веки, защищающие их от высыхания и загрязнения. Хрусталик глаза при сокращении особых мышц может перемещаться вперед и назад, что обеспечивает более четкое зрение. Органы слуха у земноводных сложнее, чем у рыб: кроме внутреннего уха, у лягушек, жаб и большинства других бесхвостых земноводных развито среднее ухо, представляющее собой полость, которая с одной стороны сообщается с ротоглоткой, а с другой — с поверхностью тела. От внешней среды полость среднего уха отделена тонкой мембраной — барабанной перепонкой. Колебания перепонки, вызванные звуковыми волнами, передаются на внутреннее ухо слуховой косточкой. Впереди глаз находится пара ноздрей, которые сообщаются с ротоглоткой. В них располагаются органы обоняния. Земноводные, ведущие водный образ жизни, например шпорцевые лягушки, даже во взрослом состоянии имеют органы боковой линии.(ну почти к теме)
ЛОКК (Locke) Джон (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. В «Опыте о человеческом разумении» (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций) . Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии. ВОЛЬТ˜ЕР (Voltaire) (наст. имя Мари Франсуа АРУЭ, Arouet) (1694-1778), французский писатель и философ-просветитель, деист, иностранный почетный член Петербургской АН (1746). Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести, сатирические поэмЫ, публицистика, исторические сочинения. Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы. Сыграл значительную роль в развитии мировой, в т. ч. русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции кон. 18 в. С именем Вольтера связано распространение в России т. н. вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония) . МОНТЕСКЬ˜Е (Montesquieu) Шарль Луи (1689-1755), французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма. Стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей - оказал большое влияние на развитие конституционной мысли 18-20 вв. РУСС˜О (Rousseau) Жан Жак (28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль) , французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей . Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактАТЕ «Исповедь» (издание 1782-1789), ставил в центр повествования «частную» , духовную жизнь становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» (издание 1771) — ранний образец мелодрамы. Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран. ДИДР˜О (Diderot) Дени (1713-84), французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (тома 1-35, 1751-80). В философских произведениях — будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения (проникнутый народным жизнелюбием и житейской мудросью. Труды о народном образовании.
В