На примере компьютерных игр:
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Так, эволюция действия по Д.Б. Эльконину проходит следующий путь: ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу»), как мама, далее его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку.
Компьютерная же игра в исполнении дошкольника имеет другую психо- социальную структуру. Для компьютерной игры характерны:
преобладание механического следования игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов;
многократный повтор действия для достижения результата;
малоосмысленное продвижение по уровням сложности;
попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.
Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу – включу, захочу – выключу»), примитивным, понятным без слов сценарием самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.
Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.
А) Безусловное торможение - это подавление текущей условно-рефлекторной деятельности при действии посторонних для нее раздражителей, вызывающих ориентировочный или какой-либо другой безусловный рефлекс.
Виды:
1. постоянный тормоз - возникает одновременно с посторонним раздражителем и сохраняется на протяжении всего времени его действия. Примеры: в дикой природе хищник, пожирая добычу, становится менее осторожным, т.к. безусловный пищевой рефлекс тормозит условные оборонительные; при сильной боли человек теряет спокойно рассуждать и забывает "все на свете".
2. гаснущий тормоз - возникает при действии постороннего раздражителя, однако в последующем это торможение уменьшается, а затем вовсе исчезает, несмотря на продолжающееся действие постороннего раздражителя. часто вызывается неожиданно возникающим ориентировочным рефлексом. Примеры: в незнакомой аудитории лектор иногда теряет мысль и может вдруг забыть хорошо известные ему понятия.однако немного привыкнув, он легко вспоминает даже мельчайшие подробности; если мы хотим вслушаться в тихую речь, то закрываем глаза, чтобы прекратить действие зрительных раздражений.
3. запредельное торможение - возникает при значительном увеличении силы/продолжительности действия условного раздражителя. крайнее проявление - явление оцепенения (человек может впасть в состояние ступора, т.е. полной неподвижности).
Б) Условное торможение - такое подавление условно-рефлекторной деятеьности, при котором условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. для него хар-но то, что оно вырабатывается.
Виды:
1. угасательное торможение - развивается в результате прекращения подкрепления условного рефлекса. например, если собаке с хорошо выработанным условным слюноотделительным рефлексом подавать только условный сигнал (звонок), то со временем условный рефлекс исчезнет.
2. дифференцировочное торможение - развивается при неподкреплении раздражителей, близких к подкрепляемому сигнальному раздражителю.
3. условный тормоз
4. торможение запаздывания