Актуальность темы исследования. Наскальные изображения - особая категория археологических источников, за последние десятилетия занявших прочное место в археологической науке. За их художественной природой стоит глубокое содержание, отражающее действительность и мировоззрение тех эпох, в которые они были созданы. В археологическом отношении бассейн Среднего Енисея можно считать краем уникальным: такого количества памятников -могильников, поселений, петроглифов, святилищ и прочих объектов, относящихся ко всем эпохам - от палеолита до позднего средневековья, трудно отыскать на археологической карте России. Полноводный Енисей прорубил себе путь вдоль мощных утесов и небольших ложбин, придав здешним местам особую неповторимость. О значении рек в жизни человека написано немало [Из последних работ, см., например: И. Кызласов, 2005, с. 152-157; Троицкая, 2006, с. 56-61; и др.]. Они служат людям источниками существования и путями коммуникации, будоражат воображение живущих на их берегах, позволяют создавать цивилизации, укреплять самобытность. В космогонии древнего мира реки представлялись священной стихией, воплощавшей постоянное движение. Их вообще считали источниками плодородия и жизни, связывавшими начало с концом, а простое со сложным в извечном очистительном круговороте, захватившем и душу человека [Турри, 1983, с. 4]. Благоприятные климатические условия, богатство и разнообразие флоры и фауны, обилие полезных ископаемых и превосходные пастбища издавна привлекали в этот край людей. Здесь обитали многочисленные народы, жившие вместе, и сменявшие один другого [Адрианов, 1904 а, с. 3].
Об усвояемости разной пищи существует много неправильных представлений, и не только у простых людей, но и у тех, которым положено это знать. Изучение этого процесса сосредоточивалось главным образом на времени опорожнения желудка после приема разнообразной пищи и на ее объеме в виде величины стула. А поскольку как на время опорожнения желудка, так и на объем непереваренной пищи, показателем чего является величина стула, действуют многие факторы, то это определенно предполагает и наличие существенных ошибок.
Похоже, любую пищу рассматривают как трудную для усвоения лишь по тому факту, что она остается в желудке дольше, чем другая пища, в то время как она, возможно, не представляет никакой трудности для своего усвоения. Просто процесс пищеварения может быть различным и требовать разного времени для выделения пищеварительных соков. Мы знаем, хотя это обычно игнорируется, что время, которое пища остается в желудке, определяется не легкостью или трудностью ее усвоения, а природой пищеварительного процесса, который требуется для усвоения данного продукта. Пища, перевариваемая в желудке за четыре часа, необязательно трудна вообще для усвоения и в наглядном виде не дает энергии больше по сравнению с пищей, перевариваемой за один час. Просто пищеварительный процесс в том и другом случае разный. Какая-то пища может быть отнесена к типу не очень усвояемой лишь потому, что значительная ее часть выпадает в стул в непереваренном состоянии, в то время как эта непереваренная часть может быть выведена из организма потому, что человек, принявший ее, не привык есть эту пищу и не научился ее усваивать, или потому, что она была в сочетаниях, мешающий ее усвоению, или же это произошло из-за усталости человека и по другим причинам. Пища, хорошо усвоенная человеком в какое-то время при данных обстоятельствах, может плохо перевариваться у того же человека в другое время и при иных обстоятельствах.