До пасты в ходу был зубной порошок — растертый мел с разными добавками; в той или иной форме зубной порошок был известен еще древним римлянам. Они, например, растирали рога всяческого скота и дичи. Зубной порошок до сих пор можно купить. Поколение вашей бабушки наверняка его помнит: паста в России появилась относительно недавно, в середине XX века. За неимением порошка обходились подручными средствами: в русской деревне, например, часто чистили зубы золой или углем (вопрос об отбеливании, понятное дело, не стоял).
Мыло тоже известно с древних времен: для него использовали животные и растительные жиры, а получать каустическую соду для их лучшей обработки умели еще арабы в XIII веке. Те же римляне мылись с различных масел и скребков: кожу сначала умащали, затем соскребали грязь. Для очищения кожи подходили и разные растворимые скрабы, например соль или глина.
Объяснение:
Коварство коралловых рифов было издавна известно мореходам. Тысячи кораблей получили пробоины и затонули, наскочив на рифы. Между тем, несмотря на кажущуюся несокрушимость коралловых рифов, их создатели — чрезвычайно нежные и капризные существа. Они хорошо себя чувствуют и размножаются только в кристально чистых морских водах, температура которых не покается ниже 20 °С. Поэтому коралловые рифы формируются только в тропической е Мирового океана или там, куда теплую постоянно приносят морские теченияНо и в этих районах рифы отсутствуют в устьях крупных рек, опресняющих морскую воду и загрязняющих ее песком и илом. В природе существует несколько типов коралловых рифов. Береговые рифы расположены непосредственно вдоль берегов островов и материков, барьерные рифы отстоят на некотором расстоянии от берега, коралловые банки образуются на отмелях. Но самыми удивительными сооружениями коралловых полипов являются атоллы — кольцевидные коралловые острова, окружающие мелководные лагуны, соединенные с открытым морем только узкими проходами в рифах. Миллионы лет назад на месте атоллов возвышались вулканические острова, окруженные береговыми рифами, но потом дно океана опустилось, а кораллы продолжали расти, причем более интенсивно на внешней, омываемой морем стороне рифа.