Kurtak — 1) yuksak oʻsimliklarning novda kurtagi. K. uchki qismida oʻsish konusi boʻlgan boshlangʻich poya va oʻzaro zich joylashgan har xil yoshdagi bargchalardan (vegetati v K.) yoki ular bilan birga oʻrnashgan boshlangʻich gul va tuigullardan (generativ K.) iborat. Boshlangich gul K. gʻuncha deyiladi. Qishlaydigan K. sirtdan qoʻngʻir qobiq (shakli oʻzgargan barglar) bilan qoplangan. K. novdaning uchida (uchki K.), barg qoʻltigʻida (barg K.) yoki poyaning boshqa qismlari, ildiz, baʼzan barglarda (qoʻshimcha K.) boʻladi. Bahorda yozilmaydigan va novdada rivojlanmay turgan K. uyqudagi (yashirin) K. deyiladi. Oʻsimlik kesilganida yoki singanida bunday K.dan yangi novda oʻsib chiqadi. Oʻsimliklarning bu xususiyatidan bir tur oʻsimlikni boshqa tur oʻsimlikka payvandlashda foydalaniladi;2) baʼzi umurtqasiz hayvonlar (boʻshliqichlilar, halqali chuvalchanglar va boshqalar)da ova organizmida rivojlanayotgan jinssiz yoki jinsiy yosh organizm
1509 год. Станца делла Сеньятура, Ватикан.
Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля вообще следует признать «Афинскую школу» . Эта композиция художника — одно из самых ярких свидетельств торжества в ренессансном искусстве гуманистических идей и их глубоких связей с античной культурой. В грандиозной анфиладе величественных арочных пролетов Рафаэль представил собрание античных мыслителей и ученых. В центре, среди персонажей, группирующихся у мощных арочных устоев, в нишах которых помещены статуи Аполлона и Минервы, изображены Платон и Аристотель. Их жесты — первый указывает на небо, второй простирает руку к земле — дают представление о характере их учения. Слева от Платона — Сократ, беседующий со слушателями, среди которых выделяется молодой Алкивиад в панцире и шлеме. Прямо на ступенях, словно нищий у лестницы храма, непринужденно расположился основатель школы циников Диоген. Внизу на первом плане — две симметрично размещенные группы: слева — склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками; справа, тоже в окружении учеников, гибких прекрасных юношей, — Эвклид (или Архимед) ; низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. Правее этой группы — Зороастр и Птолемей (в короне) , каждый из них держит в руке сферу. У самого края фрески Рафаэль изобразил себя и живописца Содому, начавшего до него работу в этой станце. На первом плане, чуть смещенным от центра влево представлен сидящим в глубокой задумчивости Гераклит Эфесский.