На примере компьютерных игр:
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Так, эволюция действия по Д.Б. Эльконину проходит следующий путь: ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу»), как мама, далее его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку.
Компьютерная же игра в исполнении дошкольника имеет другую психо- социальную структуру. Для компьютерной игры характерны:
преобладание механического следования игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов;
многократный повтор действия для достижения результата;
малоосмысленное продвижение по уровням сложности;
попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.
Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу – включу, захочу – выключу»), примитивным, понятным без слов сценарием самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.
Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.
Группа седативных и снотворных веществ встречается в виде официальных препаратов. Особо характерным последствием употребления снотворных являются множество гнойничковых высыпаний, раны долго не заживают, начинают гноиться. При передозировках развивается потеря памяти, в большинстве случаев, кома. Частые причины смерти: дыхательная недостаточность, острая печеночная недостаточность, шоковая реакция с остановкой деятельности сердца. Галлюциногены — класс психоактивных веществ, вызывающих галлюцинации и вводящих в изменённые состояния сознания. При длительном злоупотреблении галлюциногенов появляются необратимые изменения в структуре головного мозга, психические нарушения различной степени тяжести, вплоть до полного распада личности. Психические нарушения неотличимы от заболевания шизофренией. В принципе, те же последствия, что и при употреблении препаратов конопли, за исключением поражения легких, так как эти препараты не курят. Вызывают психозы и всегда необратимые поражения психики при регулярном употреблении. Возможны попытки суицида.
Ингалянты - пары летучих веществ наркотического действия одурманиванию. Содержаться в препаратах бытовой химии. При длительном злоупотреблении ингалянтов появляются носовые кровотечения, потеря обоняния, чихание, боли в области грудной клетки и другие заболевания дыхательной системы, вплоть до удушья. Самый большой вред они наносят мозгу, всасываясь непосредственно через носовые пазухи. Ингалянты могут сделать людей не нормально ходить, говорить и мыслить. Нарушается обычный ритм сердцебиения, происходят сердечные приступы, кислородное голодание организма, появляются такие заболевания, как цирроз печени, гепатиты, различные болезни крови, почечная недостаточность. Возможны острые интоксикации психоактивными веществами, вплоть до смертельного исхода.