Бог среднего мира Йер-су – сын Тенгри и Умай, покровительствует пастбищам и источникам, следит за сменой времен года, дарит жизнь и благоденствие. Восход солнца на рассвете и пробуждение природных сил весною – все по воле Йер-су. Но может этот бог и карать согрешивших людей. В битвах покровительствует он тюркам, приносит им победу.
Различия правой и левой половины толстой кишки четко проявляются и в функциональном отношении, что объясняется их анатомо-физиологическими особенностями.
Основные процессы переваривания и последующего всасывания расщепленных веществ происходят в тонкой кишке. В слепой и частично в восходящей кишках еще продолжается ферментативное переваривание пищи, но интенсивность этих процессов незначительна. Доказано, что около 3% белков и углеводов переваривается и всасывается в толстой кишке. В слепой кишке происходит всасывание воды, выделенной в тонкую кишку во время всего процесса пищеварения. Жидкое кишечное содержимое в слепой и восходящей кишках уплотняется, и уже в поперечно-ободочной кишке каловые массы становятся плотноватыми, превращаясь в дистальных отделах толстой кишки в еще более плотные.
Под воздействием разнообразной микрофлоры содержимое толстой кишки подвергается процессам брожения и гниения, при этом образуются ядовитые вещества — индол, скатол, фенол и др. , которые частично всасываются и обезвреживаются затем в печени. Кроме того, в толстой кишке всасываются декстрозы и растворы поваренной соли. Левая половина толстой кишки в процессах пищеварения участия не принимает, здесь происходит лишь незначительное всасывание воды и некоторых продуктов распада. Основная роль этого отдела кишечника заключается в формировании и выведении каловых масс.
Продвижение содержимого по толстой кишке зависит от особенностей ее моторной функции. В толстой кишке имеются те же движения, что и в тонкой, но интенсивность их менее выражена. Помимо основных разновидностей движений, маятникообразного и перистальтического толстая кишка обладает еще антиперистальтическими движениями, которые наиболее выражены в слепой кишке и постепенно уменьшаются по направлению к нижним отделам кишечника. В моторной функции толстой кишки, особенно правой половины ее, значительная роль принадлежит илеоцекальному запирательному аппарату, который рассматривается как один из узловых отделов кишечника, влияющий на функцию всего желудочно-кишечного тракта.
Схематически работа илеоцекального запирательного аппарата может быть представлена в следующем виде: он регулирует поступление кишечного содержимого из подвздошной кишки в толстую, открываясь при перистальтической волне из подвздошной кишки и скачкообразно выбрасывая кишечное содержимое отдельными порциями в слепую кишку; при появлении перистальтической волны со стороны слепой кишки он предупреждает обратное забрасывание содержимого толстой кишки в тонкую, являясь своего рода сложным клапаном. Функция илеоцекального запирательного аппарата осуществляется нервнорефлекторным путем, что доказано в экспериментах на животных и клиническими наблюдениями.
Нарушения функции илеоцекального запирательного аппарата могут привести к значительным расстройствам моторной функции желудочно-кишечного тракта. При патологических процессах в слепой и восходящей кишках, в червеобразном отростке и конечном отделе подвздошной кишки воспалительного характера, а также при злокачественных новообразованиях этого отдела кишечника может развиться недостаточность или сужение илеоцекального запирательного аппарата, клинически проявляющиеся соответствующим симптомокомплексом. Анатомо-физиологические особенности во многом определяют различные клинические проявления рака правой и левой половины толстой кишки. Эти обстоятельства не только дают осно вание, но настоятельно требуют рассмотрения клиники, диагностики и лечения опухолей толстой кишки с учетом анатомо-физиологических особенностей различных ее отделов.
На Руси София воспринималась не только как символ мудрости христианского учения, но и как знак приобщения к новой вере. В 989 г. Иоаким Корсунянин, посланный князем Владимиром в Новгород для обращения его жителей в христианство, поставил в конце главной новгородской улицы Пискупли деревянный храм Софии Премудрости Божией. Летопись свидетельствует, что был тот храм "о тринадцати верхах", т.е. имел 13 глав, символизировавших Иисуса Христа и 12 апостолов. В 1045 г. недалеко от деревянной Софии, сгоревшей в 1049 г., новгородский князь Владимир Ярославич заложил каменный храм Софии, ставший главной святыней Великого Новгорода. Он возводился в самой высокой части города на левом берегу Волхова. Незадолго до этого князь поставил взамен деревянных каменные стены кремля-детинца, расширив его в сторону реки, и собор оказался посередине. Для новгородцев он стал символом их родной земли: "Где Святая София, там и Новгород", и даже в бой новгородские ратники ходили с кличем "За Святую Софию!". Новгородская София создавалась по образцу киевской, и инициатива ее возведения принадлежала Ярославу Мудрому, который до княжения в Киеве сам был новгородским князем, а потом посадил на новгородский стол своего сына Владимира. Ярослав хотел создать во втором по значению городе Руси символ единства его с Киевом, а тем самым и общерусского единства. Предполагают, что возводили новгородский собор киевские и, возможно, византийские мастера. Строительство собора продолжалось семь лет и завершилось в 1052 г. Огромный, монументальный новгородский Софийский собор дошел до нас почти без изменений, в том виде, в каком был создан при князе Владимире. В его облике воплотились те художественные принципы, которые позже стали определяющими для новгородского зодчества: простота и ясность форм, четкость архитектурных пропорций, монолитность всего здания. В нем нет той утонченной роскоши, что отличает киевский собор; он проще, строже, лаконичнее. Чтобы ускорить и удешевить строительство, для новгородского храма использовали местный известняк, богатые залежи которого имелись в окрестностях.
Бог среднего мира Йер-су – сын Тенгри и Умай, покровительствует пастбищам и источникам, следит за сменой времен года, дарит жизнь и благоденствие. Восход солнца на рассвете и пробуждение природных сил весною – все по воле Йер-су. Но может этот бог и карать согрешивших людей. В битвах покровительствует он тюркам, приносит им победу.
Объяснение: