О восстании Степана Разина есть целый ряд песен: «Из-за острова на стрежень», «Песня про Алёну-Старицу» и др. В честь Разина названы утёс на Волге, озеро Разелм в Добрудже, а также целый ряд населённых пунктов, например, село в Земетчинском районе Пензенской области, станица Быковского района Волгоградской области и прочие.
Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.
Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэрофотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.
По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.
Очевидно, что налицо изменение отношения к личности монарха и его власти. В XVI-XVII вв. личность монарха и происхождение его власти считали сакральным, данным 1 Бога раз и навсегда установлением. Покушение на царя являлось величайшим святотатством. В XVIII в. подобное представление лее не играло значительной роли в общественном сознании, особенно в сознании просвещенной аристократии и столичной гвардии. Соответственно в личности самого монарха и даже его власти не видели ничего сакрального - одного монарха можно заменить другим, его власть можно и ограничить и т. д