Как правило, мы редко задумываемся о том, как «соседствуют» слова в нашей речи. Мы употребляем их свободно, однако для любого высказывания, устного или письменного, необходимо знать и правильно употреблять правила лексической сочетаемости.
Докажем это утверждение на примерах из предложенного текста.
Так, слова «протянутые», «ладонь» называют явления, связанные между собой в действительности, поэтому они могут образовать словосочетание. Однако для этого их нужно связать еще и грамматически: «в протянутых ладонях» (предл. 57). Оба слова стоят в предложном падеже множественного числа.
А вот слова «жалобно», «ладонях» в этом же предложении словосочетанием быть не могут, так как лексическое и грамматическое значения этих слов исключают взаимную сочетаемость.
Следовательно, лингвист И.Б. Голуб была права, когда утверждала, что «для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо еще учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом».
Цель художественного стиля речи — воздействие на чувства, эмоции, мысли читателя, и этому может служить не только широкое использование изобразительно-выразительных средств, но и слова и выражения разных стилей языка, если они использованы уместно.
Подтвердим сказанное примерами из текста Л. Куклина. Так, основная функция разговорного стиля — общение, цель которого — сообщение, обмен мыслями, впечатлениями. Поэтому в удивительной истории, которую мы узнаем от рассказчика, немало разговорных, просторечных слов: «припозднился», «загодя», «двину», «сунулся». Эти слова значительно повышают выразительность речи, подчеркивая реальность описываемых событий.
А вот могущество природной стихии передано с помощью книжной лексики: «Тучи небо плотно обложили...». И это выражение в данном тексте уместно, потому что помогает представить силу стихии, которая заставляет медвежонка искать защиты от нее рядом с человеком.
Во всех случаях, какие бы стилистические средства ни объединялись в тексте, обращение к ним должно быть осознанным, не случайным. Именно эта мысль и звучит в высказывании лингвиста Виноградова В.В.: «Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано».
1. Океаническая земная кора.
2. Материковая земная кора.
3. Осадочный слой материковой земной коры.
4. Гранитный слой материковой земной коры.
5. Базальтовый слой материковой земной коры.
6. Базальтовый слой океанической земной коры.
7. Осадочный слой океанической земной коры.
8. Толщина океанической земной коры, составляющая 0,5 - 12 км.
9. Толщина материковой земной коры, составляющая 35-40 км.
10. Толщина материковой земной коры под горами, составляющая 75 км.