Поэма "Русские женщины" это произведение-гимн самоотверженности и преданности русских женщин, которые шли на каторгу за своими мужьями, осужденными за восстание на Сенатской площади. Жены декабристов, искренне верящие в любовь и святость семейных уз, ехали в далекую неизведанную Сибирь, чтобы разделить печальную участь со своими мужьями. Поэма представляет собой две части с описанием чувств и невзгод в пути двух первых русских женщин, отчаянно бросившихся вслед за мужьями - Марии Волконской и Катерины Трубецкой. Вот как описывает Некрасов встречу одной из них с закованным в кандалы мужем: И душу мою Наполнило чувство святое. Я только теперь, в руднике роковом, Услышав ужасные звуки, Увидев оковы на муже моем, Вполне поняла его муки, И силу его... и готовность страдать!.. Невольно пред ним я склонила Колени — и, прежде чем мужа обнять, Оковы к губам приложила!..
Франция до революции представляла собой абсолютную монархию. Во главе государства стоял монарх, чья власть была ничем и никем не ограниченной. Власть монарха была божественной по своей природе, дарованной самим Господом и освященной церковью. Поэтому все жители государства были его подданными, которые должны были подчиняться королю всегда и во всем. Это не означало, что монарх был тираном и деспотом. Он отвечал за своих подданных перед богом, как отец отвечает за своих детей. В то же время это означало, что подданные обязаны беспрекословно подчиняться своему отцу. Такое положение вещей, которое было естественным в эпоху средневековья, когда человек мыслил исключительно в рамках религиозного сознания, было в порядке вещей. Однако в эпоху Нового времени эта идея стала подвергаться сомнению. Гуманисты и просветители заставили совершенно иначе посмотреть на человека, его место в этом мире и в государстве. Просветители Дж. Локк и Т. Гоббс сформулировали совершенно новую концепцию происхождения государства и власти. Не Бог даровал власть монарху, сделав ее неприкасаемой для подданных, но сами люди, объединившись, добровольно создали общество и государство для его защиты. Люди сами выбрали для себя власть в лице монарха, а значит, если она вдруг переставали их устраивать, если монарх не соблюдал им же установленные законы, то он терял право на власть. Это и произошло сначала в Нидерландах, потом в Англии, когда англичане судили своего короля за тиранию и нарушение законов королевства, в североамериканских колониях, где жители отказались подчиняться королю-тирану, отказывавшемуся соблюдать их права, а затем и во Франции. В силу различных экономических, социальных и политических причины в стране произошла революция. Многие надеялись, что король прислушается к воле своих подданных, однако этого не произошло. В стране была установлена республика, в которой каждый гражданин получил право участвовать в управлении государством. Из беспрекословных подданных французы превратились в граждан, которые обладали правами и обязанностями в новом государстве, и от выбора которых теперь зависело направление развития их страна. Это произошло не сразу, человек не может из подданного, привыкшего, что все решают за него, вдруг стать гражданином, осознающим всю ответственность за свой выбор и за свои действия. Французам предстояло первым в Европе научиться быть нацией граждан, чьему примеру позже последуют остальные народы Европы.
Франция до революции представляла собой абсолютную монархию. Во главе государства стоял монарх, чья власть была ничем и никем не ограниченной. Власть монарха была божественной по своей природе, дарованной самим Господом и освященной церковью. Поэтому все жители государства были его подданными, которые должны были подчиняться королю всегда и во всем. Это не означало, что монарх был тираном и деспотом. Он отвечал за своих подданных перед богом, как отец отвечает за своих детей. В то же время это означало, что подданные обязаны беспрекословно подчиняться своему отцу. Такое положение вещей, которое было естественным в эпоху средневековья, когда человек мыслил исключительно в рамках религиозного сознания, было в порядке вещей. Однако в эпоху Нового времени эта идея стала подвергаться сомнению. Гуманисты и просветители заставили совершенно иначе посмотреть на человека, его место в этом мире и в государстве. Просветители Дж. Локк и Т. Гоббс сформулировали совершенно новую концепцию происхождения государства и власти. Не Бог даровал власть монарху, сделав ее неприкасаемой для подданных, но сами люди, объединившись, добровольно создали общество и государство для его защиты. Люди сами выбрали для себя власть в лице монарха, а значит, если она вдруг переставали их устраивать, если монарх не соблюдал им же установленные законы, то он терял право на власть. Это и произошло сначала в Нидерландах, потом в Англии, когда англичане судили своего короля за тиранию и нарушение законов королевства, в североамериканских колониях, где жители отказались подчиняться королю-тирану, отказывавшемуся соблюдать их права, а затем и во Франции. В силу различных экономических, социальных и политических причины в стране произошла революция. Многие надеялись, что король прислушается к воле своих подданных, однако этого не произошло. В стране была установлена республика, в которой каждый гражданин получил право участвовать в управлении государством. Из беспрекословных подданных французы превратились в граждан, которые обладали правами и обязанностями в новом государстве, и от выбора которых теперь зависело направление развития их страна. Это произошло не сразу, человек не может из подданного, привыкшего, что все решают за него, вдруг стать гражданином, осознающим всю ответственность за свой выбор и за свои действия. Французам предстояло первым в Европе научиться быть нацией граждан, чьему примеру позже последуют остальные народы Европы.
Жены декабристов, искренне верящие в любовь и святость семейных уз, ехали в далекую неизведанную Сибирь, чтобы разделить печальную участь со своими мужьями.
Поэма представляет собой две части с описанием чувств и невзгод в пути двух первых русских женщин, отчаянно бросившихся вслед за мужьями - Марии Волконской и Катерины Трубецкой.
Вот как описывает Некрасов встречу одной из них с закованным в кандалы мужем:
И душу мою Наполнило чувство святое.
Я только теперь, в руднике роковом,
Услышав ужасные звуки,
Увидев оковы на муже моем,
Вполне поняла его муки,
И силу его... и готовность страдать!..
Невольно пред ним я склонила
Колени — и, прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила!..