Тень от ног на земле резко очерчена, а от головы более расплывчата, т.к. голова находится немного дальше от земли, часть света от солнца попадает в область тени, образуя полутень. Чтобы тень была всюду одинаково отчетлива, необходимо, чтобы все части тела находились на одинаковом расстоянии от земли.
Фонарь не является точечным источником. Это создает расплывчатость тени, а лучи, вышедшие из разных точек фонаря, попадают в разные точки на земле. Если провести два луча из разных точек фонаря, касающихся поднятой руки в одной точке, то видно, что далее эти лучи расходятся пропорционально расстоянию от точки их пересечения. Так как расстояние от ног до земли меньше, чем от головы до земли, то и на земле тень от головы больше.
Важнейшей отраслью ремесла оставалась обработка металлов. Повсеместным спросом пользовались изделия кузнецов. Слесари создавали сложные предметы быта, например, замки для запирания дверей, ящиков, сундуков.
Высокого уровня достигло ювелирное дело. Из серебра и золота ювелиры изготавливали драгоценные украшения. Эти металлы использовались также для оформления обложек церковных книг.
В XIV в. происходили перемены в кожевенном (обработка кож) и сапожном (шитье кожаной обуви) ремеслах. Эти две ветви ремесла окончательно разделились. Появилась еще одна отрасль ремесла — шорная. Шорники шили хомуты и другую лошадиную упряжь.
Определяющими чертами новгородской культуры являлись её простота и доступность. Вечевые порядки, свободолюбие и высокая политическая активность городского населения влияли на особенности культурного развития Новгородской земли.
Каменное зодчество в Новгородской земле со временем утратило свою былую монументальность. Заказчиками храмов чаще всего были бояре, купцы, общины прихожан. Церкви стали строить небольшими и одноглавыми. Но эта простота была очень выразительна, храмы прекрасно вписывались в окружающий пейзаж. Много церквей было возведено не только в Новгороде, но и в его «пригородах» — Пскове, Ладоге.