Увидел маленький Енот
Падучей Звёздочки полёт
И загадал желание:
— Хочу я стать
Бараном (II),
Вараном (II),
Тараканом (II),
Пусть стану я
Фламинго,
Или Собакой Динго.
Медузой (I),
Воблой (I),
Камбалой (I),
Гадюкой (I) (но не очень злой!),
Чижом (II),
Ежом (II),
Ужом (II),
Моржом (II),
Козой (I)
(А то и Стрекозой (I)),
Хоть Плавунцом (II), в конце концов.
(Люблю я вкусных Плавунцов (II)!)
Хотя бы Бегемотом (II) —
Но только
Не Енотом (II)!
Сойдут и Кит, и Кот, и Крот!
Вот всё моё желание, —
Закончил маленький Енот
И перевёл дыхание.
(У. Дж. Смит, перевод Б. Заходера)
Рядом со словами с пропущенными окончаниями цифрой укажи склонение. Склоняются ли слова, выделенные цветом? Докажи свою точку зрения, записав с ними словосочетания: вижу, думаю о… .
Окончания всех существительных с основой на -Ж, -Ц в этом отрывке ударные. Отсюда вывод, что в них пишется О.
Существительные, выделенные цветом не склоняются, так как в разных падежах имеют одну и ту же форму: вижу (кого? что?) фламинго, Динго; думаю (о ком? о чём?) о фламинго, о Динго.
События, описываемые Н.В. Гоголем, лежат в основе казацкого восстания 1637-1638 годов, подавленные гетманом Н. Потоцким. В эти времена Речь Посполита решительно стремилась обратить подконтрольную ей часть территорий в католичество и вела весьма агрессивную культурную аннексию в отношении запорожского казачества.
В центре этих нашумевших событий оказалось как знатное сословие, так и простые казаки, отдававшие жизнь, защищая культуру и самобытность своего края. Конфликт был весьма масштабным и охватывал большую часть социальных слоёв украинского населения.
Тарас Бульба в повести ярко изобразил образ консервативного защитника своей веры, дома и культуры, готового отдать жизнь во благо идее и малой Родины. Он свято чтил православные заповеди, соблюдая все каноны и предписания своей религии. Так, в моменте, когда настала пора выдвигаться в путь, он, следуя традициям православного быта, просит всех присесть на дорожку, ведь так заведено ещё с давних пор.
ДетиИ дети тоже должны пойти в отца: статные могучие красавцы, молодые казаки, наполненные силой и уверенностью, непреодолимой решительностью и напором. Но в одной из первых сцен произведения мы наглядно видим внутрисемейную стратификацию: пока Остап борется со своим отцом, выясняя с ним отношения, ведь тот очень колко иронизировал их внешний вид, Андрий обнимается со своей матерью. Бульба хвалит своего старшего сына- Остапа, и не одобряет поведения младшего: он говорит, что сабля- единственная мать казака и степь свободная одна лишь нежба.
В этой сценке читатель сразу видит братское разъединение, когда сталкиваются два разных мировоззрения и менталитета в одной семье. Здесь мы понимаем, что и в дальнейшем мировосприятию братьев суждено столкнуться на ментальном, внутреннем уровне, когда с виду дружные и крепкие семейные отношения разрушаются под давлением жизненных обстоятельств и нравственного выбора.
Так же мы можем наблюдать братский конфликт, когда уже прибыв в Сечь, оба сына Тараса видят, как казацкий коллектив заживо хоронит казака, по пьяни заколовшего своих друзей. Андрий выступает за идею гуманизма и римского права, которому их учили в семинарии, Остап же становится на сторону традиционалистов и парирует тем, что в их крае свои порядки. Эта сцена с ещё большей наглядностью демонстрирует нам , в чём же таится то зерно семейной трагедии, повлекшей за собой смерть всего рода, от детей до отца.
Мальчики с папойДалее в повести мы узнаём, что поляки напали на хутор Тараса и убили его жену, попутно разорив всех жителей. Все споры внутри Сечи сразу умолкают, и решение казачьего круга становится очевидным: казаки восстают против польского короля, посягнувшего на самостоятельность и независимость казацкого быта. Ведь прибывшие в Сечь с плохими вестями казаки рассказывают коллективу очень страшные истории о бесчинствах, что творят ляхи на казацкой земле. Всё войско мигом поднимается идти в бой, ведь затронуто самое святое для казака: право на независимость и родной край.
Казаки неудачно пытаются штурмовать польский город и начинают осаду, оградив его жителей от связи с окружающим миром. Спустя небольшой промежуток времени к Андрию ночью приходит служанка его возлюбленной- дочери польского гетмана и просит его дать для её госпожи немного хлеба, рассказывая о тайном ходе под городом. Здесь семейный конфликт достиг своего апогея и Андрий, прибыв к своей возлюбленной, заявляет ей, что она его Родина и край родной для человека- это то место, где ему хорошо и уютно.
Эта повесть иллюстрирует нам весь корень конфликтов и причину измены Родины. Остап был патриотом своего родного края и принял мученическую смерть, защищая его честь. Андрий же проявил малодушие и выбрал себе место под солнцем, среди дочери польского гетмана и столичной знати. Н.В. Гоголь показа читатель вечный конфликт на гражданском уровне: конфликт народной идентификации и верности своей культуре и родному краю. Для людей, подобных Андрию- это место, в котором им хорошо и их защитят, в случае с Остапом- это место, которое они сделают хорошим и которое будут защищать до последней капли крови, жертвуя жизнью.
Падучей Звёздочки полёт
И загадал желание:
— Хочу я стать
Бараном (II),
Вараном (II),
Тараканом (II),
Пусть стану я
Фламинго,
Или Собакой Динго.
Медузой (I),
Воблой (I),
Камбалой (I),
Гадюкой (I) (но не очень злой!),
Чижом (II),
Ежом (II),
Ужом (II),
Моржом (II),
Козой (I)
(А то и Стрекозой (I)),
Хоть Плавунцом (II), в конце концов.
(Люблю я вкусных Плавунцов (II)!)
Хотя бы Бегемотом (II) —
Но только
Не Енотом (II)!
Сойдут и Кит, и Кот, и Крот!
Вот всё моё желание, —
Закончил маленький Енот
И перевёл дыхание.
(У. Дж. Смит, перевод Б. Заходера)
Рядом со словами с пропущенными окончаниями цифрой укажи склонение. Склоняются ли слова, выделенные цветом? Докажи свою точку зрения, записав с ними словосочетания: вижу, думаю о… .
Окончания всех существительных с основой на -Ж, -Ц в этом отрывке ударные. Отсюда вывод, что в них пишется О.
Существительные, выделенные цветом не склоняются, так как в разных падежах имеют одну и ту же форму: вижу (кого? что?) фламинго, Динго; думаю (о ком? о чём?) о фламинго, о Динго.