В православии принято семь таинств, семь даров Святого Духа: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете.Внешние знаки совершения таинств, т.е. церковные обряды, необходимы для человека, так как человеческая несовершенная природа нуждается в видимых символических действиях почувствовать действие невидимой силы Бога. Кроме таинств, в Православной церкви приняты и другие богослужебные обряды, которые в отличие от таинств имеют не божественное, а церковное происхождение. Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь. Обряды же призывают благословение лишь на внешнюю сторону земной человеческой жизни (см. САКРАМЕНТАЛИИ). Совершение каждого таинства несет с собой особый дар благодати. В крещении дается благодать, очищающая от греха; в миропомазании – благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; елеосвящение – дар, исцеляющий недуги; в покаянии дается прощение согрешений.
Филипп II, сын императора Священной Римской империи Карла V и Изабеллы Португальской, родился в 1527 году. Отец видел ребенка редко, большую часть времени разъезжая по своим огромным владениям. О мальчике заботилась мать. Хуан Мартинес Силисео, профессор богословия в университете Саламанки, выбранный королевой в качестве наставника для Филиппа, был худшим образцом педантизма и религиозного высокомерия. И он, и мать воспитывали Филиппа в духе воинствующего католицизма. А время для католиков было непростое: в Центральной Европе с 1517 года распространялась ересь немецкого монаха Мартина Лютера, отвергшего основные католические догматы, а в Англии в 1534 году король Генрих VIII был провозглашен главой англиканской церкви и вскоре порвал с папой римским. Всю жизнь Филипп боролся с еретиками. Монарх-инквизитор не жалел на это ни времени, ни средств, что в большой мере закату испанского могущества.
Только после смерти в 1539 году Изабеллы воспитанием сына наконец занялся Карл. Он почти 20 лет - до своей кончины - наставлял наследника как устно, так и в письмах, стараясь внушить ему три королевские добродетели: никому не доверяй, не раскрывай планов и помни о монаршем долге перед Богом.Филипп привык прислушиваться к советам отца, и нет ничего удивительного, что тот сам выбрал Филиппу жену. По его замыслу брак должен был либо ослабить давнего врага испанцев - французскую династию, либо пополнить государственную казну за счет большого приданого. Для второго варианта подходила Мария, дочь португальского короля Жуана III, за которой давали 800000 золотых крузадо (несколько миллионов нынешних долларов).
При таких выгодах в королевских домах обычно закрывали глаза на опасность брака между близкими родственниками. Но в этом случае близкородственность доходила до крайности. Мать невесты была сестрой Карла V, а отец невесты - его племянником. Таким образом, Мария приходилась Филиппу одновременно двоюродной сестрой и внучатой племянницей. Но это еще не все: отец невесты - не только племянник Карла V, но и его шурин, поскольку короле ва Изабелла была сестрой Жуана.