Любовь – великое, святое чувство, которое может испытывать человек, наивысшая награда, данная Богом. Или величайшее горе, которое может свести с ума, наказание, данное им же.
Тема любви – одна из важнейших в творчестве И. А. Бунина. У него сложно найти произведение, в котором не было бы любовного конфликта. «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Жизнь Арсеньева» … Даже в «Господине из Сан-Франциско» с его абсолютно бездуховными героями есть рассуждения о том, как это искреннее и чистое чувство вытесняется, блекнет в этом циничном и прагматичном мире. Невозможно не упомянуть «Темные аллеи» - целый цикл рассказов, объединенных темой любви.
Бунин считал, что: «Любовь – это когда хочется того, чего нет, и не бывает». Уже в этом определении виден конфликт, двойственность восприятия этого чувства, все нюансы которого Бунин раскрывает в рассказах и романах.
«Солнечный удар» наиболее ярко выражает двойственное бунинское восприятие любви. Герой и героиня проводят вместе день, полный любви и счастья, но потом расстаются: без слез, упреков, сожалений – ведь это был лишь курортный роман, к которому оба отнеслись несерьезно. Но после расставания главный герой осознает, что чувство оказалось куда более глубоким, и мимолетная любовь превратилась в наказание: он не может забыть эту женщину, но и найти ее невозможно: незнакомка отказалась назвать свое имя.
Более чем красноречива последняя строка рассказа: «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет».
Интерес к проповедям Мухаммада(с.а.в.) и стремительное распространение его влияния на молодежь стало вызывать раздражение. Взрыв же произошел, когда Пророк Мухаммад(с.а.в.), обличая знать язычников, стал говорить о том, что их отцы и предки горят в Адском огне за свое неверие и неблагодарность Аллаху.
Курайшиты собрали совет племен, дабы найти решение и остановить опасное, по их мнению, распространение проповедей Мухаммада(с.а.в.) , знать стала активно обсуждать, что им следует предпринять, чтобы остановить все нарастающее влияние Мухаммада(с.а.в.).Один из знатных курайшитов, Утба ибн Рабиа, предложил на совете племен сменить тактику, перестать преследовать мусульман, пойти к Мухаммаду(с.а.в.) и сделать ему предложение, к которому он, по их мнению, не сможет остаться равнодушным. Старейшины решили предложить ему все, что он пожелает, в обмен на то, что он прекращает свои проповеди, и не будет более нарушать вековые устои жизни мекканцев. Как раз в этот момент один из курайшитов принес весть, что Мухаммад(с.а.в.) сейчас в одиночестве сидит возле Каабы, и Утба ибн Рабиа, услышав это, тотчас отправился к нему. Утба был из родственного хашимитам рода и, хотя их ветвь и отделилась от рода Абдуманафа, они приходились родственниками Пророку, что, по его мнению, должно было ему договориться с Мухаммадом(с.а.в.).
Он обратился к Пророку со словами:
«О, сын моего брата. Ты происходишь из знатного рода, и твой род дает тебе почетное положение в Мекке. Но ты принесс воему народу опасную идею. То, что ты проповедуешь, разделяет их единство; ты говоришь им, что они живут ради глупых и пустых целей, ты унижаешь их верования и их богов, ты называешь их отцов язычниками.Так послушай же теперь то, что я предлагаю тебе, и прими то, что выгодно тебе. Если тебе нужно богатство, мы соберем все наше богатство и отдадим его тебе, и ты станешь самым богатым человеком в Мекке. Если ты хочешь власти и почестей, мы сделаем тебя нашим вождем и никогда не ослушаемся твоей воли. Если ты хочешь быть нашим царем, мы сделаем тебя царем, но только откажись от своих слов, перестать хулить наших богов...»