Растительный и животный мир часто называют «живой природой», подчеркивая тем самым роль этих компонентов в биосфере. Именно живая природа в первую очередь олицетворяет для нас красоту ландшафта. Любовь к живой природе обогащает нашу жизнь, вдохновляет художников, поэтов, композиторов, воспитывает в людях гуманные чувства. Забота «о братьях наших меньших» — показатель нравственности человека.Принято считать, что главное в живой природе — растительность. О ней говорят даже названия природных зон — тайга, степи и т. д. Но богаче по видовому составу мир животных. В нашей стране насчитывается до 130 тысяч видов животных (из них до 90 тысяч насекомых), а высших растений всего около 18 тысяч. Интересно, что среди представителей растительного мира преобладают виды травянистых растений — их многие тысячи, тогда как видов деревьев чуть больше 500.Среди представителей животного мира первенство держат насекомые. Позвоночных, особенно наземных, в фауне России значительно меньше. Многочисленны рыбы, их более 1450 видов.Совсем мало земноводных и пресмыкающихся — всего 160 видов. Многообразие птиц выражается (со всеми бывающими во время сезонных перелетов) цифрой порядка 710. Из млекопитающих в нашей стране обитает около 350 видов.На состав и обилие живых организмов сильно влияет деятельность человека. В результате некоторые виды резко сократили свою численность, а некоторые даже совсем истреблены.В то же время есть виды, искусственно привнесенные в нашу флору и фауну, например американские ондатра, енот, норка и др., а среди растений чайный куст, бамбук.Растительный и животный мир нашей страны весьма разнообразен. Облик и состав растительного и животного мира нашей страны, как и всей планеты, определяется двумя основными факторами: физико-географическими различиями между регионами — различный режим света, температуры и влажности, характер почв, особенности рельефа — и геологической историей территории.Изменение лика Земли в течение геологической эволюции, ее поверхности и климата, появление и исчезновение материковых связей были причиной того, что процессы видообразования шли по-разному в различных регионах. В размещении представителей тех или иных видов растений и животных прослеживаются закономерности, обусловленные прежде всего широтной зональностью и высотной поясностью.
Рассказ написан в 1887 году и опубликован в апреле того же года в журнале «Русская мысль» под заглавием погибавшего» . Героя рассказа — солдата Постникова писатель относил к «праведникам» , то есть к типу положительного характера, каким он представлялся Лескову. В письме к редактору журнала «Исторический вестник» в апреле 1887 года он пишет: «...я советовал бы присоединить к тем двум («Кадетский монастырь» и «Скоморох». — Л. К. ) еще погибавшего» из «Русской мысли» , ибо он тоже относится к «праведникам», — не велик, довольно всем нравится и нигде, кроме московского журнала, неизвестен.. . Мне бы очень хотелось, чтобы все эти добряки собрались вместе, и это как раз составит томик («Кадетский монастырь» , «Скоморох» и «Погибавший...»)» . Последний вариант названия рассказа — « Человек на часах » (« Человек на часах (1839 г.)» ) -— придал ему более широкий, обобщающий смысл, точнее выразил направленность произведения : у Лескова это не простое описание заурядного случая из жизни большого города, а постановка и своеобразное решение философской проблемы — человек и его долг. Хроникальная форма рассказа (упоминание исторических лиц — Свиньина, Миллера, императора, митрополита и других, а также указание на год и даже на время года, когда произошли описываемые события: «зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге») , является, с одной стороны, привычным для писателя средством художественного изображения, придающим видимость исторической достоверности, а с другой — призвана отвлечь внимание цензуры от актуального характера произведения. Событие, о котором говорится в рассказе, по словам писателя, «трогательно и ужасно» , хотя ни один из его участников не лишается жизни. «Ужас» случившегося заключается в том, что из-за бездушия существовавших в то время законов попрано и унижено человеческое достоинство, нарушены нормы справедливости, что, по убеждению писателя, едва ли не хуже самой смерти. Торжество неправды и зла благословляет «владыко» , в образе которого Лесков не просто скопировал портрет митрополита Филарета Дроздова, а сатирически изобразил тип церковнослужителя — ханжи и при Неполная истина не есть ложь», — утешает «владыко» подполковника Свиньина. «Воину претерпеть за свой подвиг унижения и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком» . Сам же писатель на стороне униженных. Он не только оправдывает, но и приветствует поступок солдата Постникова, оставившего пост у императорского дворца ради тонущего в реке человека. Проясняя идею рассказа, Лесков в заключении говорит о том, что он имел в виду «тех смертных, которые любят добро для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было» .