Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?
Смекалка - сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.
Смекалка - имя существительное.
2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову?
Догадливый, сообразительный, смекалистый.
Смекалистый
3. Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.
Нас часто выручает смекалка и жизненный опыт.
Найдите в словаре имена существительные - названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.
Деревья: берёза, осина, яблоня.
Ягоды: земляника, малина, ягода.
Овощи: капуста, морковь, щавель.
Фрукты: яблоко.
Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.
Голубой - лазурный, жёлтый - золотой, зелёный - изумрудный, красный - алый, оранжевый - апельсиновый, синий - васильковый, фиолетовый - лиловый.
2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи?
Голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолетовый.
3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.
У неё были большие васильковые глаза.
Над синим морем летела белоснежная чайка.
Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.
Встречать - провожать, хвалить - ругать, говорить - молчать, любить - ненавидеть, радовать - огорчать.
2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать - мешать, одобрять - осуждать.
Помогать -содействовать чему-то, способствовать чьей-то деятельности.
Мешать - создавать препятствия, помехи.
Одобрять - признавать, принимать, соглашаться.
Осуждать - порицать, не соглашаться.
3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.
Мы любили встречать поезда.
Мама провожала сына в школу.
Найдите слова-названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.
Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́. Шофёр, шофёры.
Эти слова относятся к именам существительным. Употреблены в единственном и множественном числах.
2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.
Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́. Шофёр, шофёры.
3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.
Выпишите слова с корнем -зим-. Выделите в них корень.
сущ. прил. сущ. гл.
Зим/а, зим/ний, зим/овье, зим/овать.
2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
3. Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в нём главные члены.
Зимним днём ребят ждут весёлые забавы во дворе.
Составьте свои задания по любому из словарей. Подготовьте их к презентации.
Найдите в словаре выделенные слова и прочитайте их значения. К каким частям речи относятся эти слова?
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Тільки правильний підхід до природи, розумне використання її багатств, правильне усвідомлення її ролі дає змогу сучасному людству духовно не бідніти і отримувати від неї сили
Природне середовище було, є і буде незмінним партнером людини в їх повсякденному житті. Ми черпаємо із скриньки природи всі наші багатства. Природа, її краса і велич залишаються нашим головним скарбом, нашою святинею, якій непідвладні час, мода…
В. О. Сухомлинський стверджував, що сама по собі природа не розвиває і не виховує. Залишивши дитину наодинці з нею, годі сподіватись, що вона під впливом навколишнього середовища стане розумною, глибоко морально, непримиренною до зла. Однак разом з культурою, людським впливом проявляється сила настільки сильно, що неможливо це не помічати. Тільки активна взаємодія з природою здатна виховувати найкращі людські якості.
Свідоме і бережливе ставлення кожної людини до природи можливе тільки при наявності екологічної культури, широких екологічних знань, які повинні формуватись, починаючи з дитинства. Знання екологічних норм, закономірностей розвитку природи, знайомства з загадковим світом тварин, рослин, з особливостями їх поведінки, проблемами, які виникають в їх житті, дуже часто з вини людини, дадуть можливість кожному відчути особисту відповідальність за майбутнє природи.
Только вне монастыря Мцыри живет, хоть и короткой, но полной жизнью. Только эти дни он называет блаженством. Герой горячо любит родину и хочет сражаться за ее свободу. Автор с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. В душе Мцыри — настоящий воин, хотя ему и не довелось участвовать в битвах. Ему снятся сражения, в которых он побеждает, мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы стать «в краю отцов не из последних удальцов».
С детских лет юноша отличался суровой сдержанностью. И, гордясь этим, он говорит: «Ты помнишь детские года слезы не знал я никогда». Трагическое одиночество в монастыре еще сильнее закалило волю Мцыри. Не случайно в грозовую ночь он бежал из монастыря, враждебного «закону сердца»: его душа чувствовала единение с грозой; он «как брат обняться с бурей был бы рад». За те три дня, в течение которых герой блуждал в поисках дороги в родной край, томимый голодом, израненный и больной, он увидел и пережил намного больше того, что он видел за годы жизни в монастыре. Он заново осмыслил свою жизнь. И понял, что смысл ее — не в смиренном существовании, а в постоянной борьбе за свободу, за естественные человеческие радости, за полное раскрытие личности.
Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляются в битве с барсом. Его не страшит гибель, так как возврат в монастырь для него — продолжение прежних страданий. И приближение смерти не ослабляет гордого, вольнолюбивого духа героя. Он не испытывает раскаяния за свой побег. Как и прежде, он бы «рай и вечность променял» за несколько минут жизни «между крутых и темных скал», где он играл ребенком.
Ничто не могло бы сломить дух лермонтовского героя, разрушить цельность характера, ослабить его мужественность и героизм. «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри. Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью», — писал в свое время выдающийся русский критик В. Г. Белинский. И я также считаю, что во многом образ Мцыри явился отражением души и стремлений самого автора.