Портретная характеристика Пугачева говорит о противоречивости его натуры.Привнесенные детали, убедившие казака в важности «персоны» («царские знаки на грудях»), сменяются «говорящими» чертами, подмеченными наблюдательным Гриневым: черная борода, широкий кулак, «правильные и до-вольно приятные» черты лица, которые, как ни странно, «не изъявляли ничего свирепого». Особо выделяются глаза: то «сверкающие», «блистающие», то пристально смотрящие, то выражающие плутовство и насмешливость. Характеризует Пугачева и быстрая смена настроений: то он со своими товарищами поет заунывную бурлацкую песню, то смеется «с непритворнойвеселостию», то хмурится и мрачнеет, то задумывается. Причем веселость Пугачева заражает Гринева, он, глядя на Пугачева, «стал смеяться, сам не зная чему». Эта деталь говорит о притягательности, обаянии личности «бунтовщика».
Повествователь отмечает в Пугачеве и другую привлекательную черту — демократизм: «Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю»; «каждый… предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева».
Средством характеристики пугачевцев является сниженная лексика: «рожи», «сборище, «мошенник», «старый хрыч». Цветопись придает живописность картине: «в цветных рубашках», «с красными рожами».
Необычным средством, обогащающим представление о мятежниках, является песня. В песне раскрывается душа народа, и эта «простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице», раскрывает их душевное состояние. Впечатление от «любимой песенки Пугачева» и ее исполнителей говорит, кроме всего прочего, о слушателе — Гриневе: это потрясло его «каким-то пиитическим ужасом». Гринев — возвышенная, тонко чувствующая натура. Он видит не просто разбойников, а былинных, эпических персонажей.
Все эти художественные средства говорят о неоднозначности, противоречивости личности предводителя бунтовщиков, о наблюдательности и объективности повествователя — Гринева, который увидел в Пугачеве не только отпетого разбойника, но и неординарного человека
На рисунке изображена сцена боя отрядов Спартака с римскими легионами. В центре рисунка на вороном коне, вероятно, показан сам Спартак в шлеме аттического типа с конским гребнем, бесстрашно бросившийся в гущу сражения и организовавший прорыв своей конницы. За Спартаком в разрыв в стене щитов устремилась конные воины повстанческой армии.
На рисунке мы также можем видеть различные виды вооружения. И римские легионеры, и повстанцы вооружены короткими копьями и гладиусами. У некоторых римских воинов в руках видны метательные пилумы.
На заднем плане (справа) мы видим два красных штандарта, которые назывались вексиллумами. Так назывался военный полевой штандарт, знамя древнеримской манипулы или отряда конницы. Он состоял из четырехугольного куска ткани, висящего на перекладине древка и часто содержал номер и название части. Его носил специальный солдат-знаменосец вексиллярий. У полководца в руках был отдельный вексиллум красного цвета. Судя по всему мы видим два вексиллума полководцев, что свидетельствует о том, что на рисунке изображена битва восставших под руководством Спартака с двумя объединенным армиями римских консулов. На заднем плане с левой стороны можно рассмотреть еще один вексиллум темно-бордового цвета. Вероятно это штандарт восставших, чья военная организация была построена по римскому принципу.
А если хорошо присмотреться, то на переднем плане можно увидеть римского воина в накидке с головой льва. Это преторианский вексиллярий, в руках которого аквила — символ легиона. Его главной задачей на поле боя является охрана и при необходимости спасение аквилы, чем он и занимается на рисунке. За утерю аквилы подразделение подвергалось децимации. Кстати, на рисунке мы видим еще одну разновидность аквилы — сигнум, знак легиона с почетными дисками (фалерами).
На рисунке изображена сцена боя отрядов Спартака с римскими легионами. В центре рисунка на вороном коне, вероятно, показан сам Спартак в шлеме аттического типа с конским гребнем, бесстрашно бросившийся в гущу сражения и организовавший прорыв своей конницы. За Спартаком в разрыв в стене щитов устремилась конные воины повстанческой армии.
На рисунке мы также можем видеть различные виды вооружения. И римские легионеры, и повстанцы вооружены короткими копьями и гладиусами. У некоторых римских воинов в руках видны метательные пилумы.
На заднем плане (справа) мы видим два красных штандарта, которые назывались вексиллумами. Так назывался военный полевой штандарт, знамя древнеримской манипулы или отряда конницы. Он состоял из четырехугольного куска ткани, висящего на перекладине древка и часто содержал номер и название части. Его носил специальный солдат-знаменосец вексиллярий. У полководца в руках был отдельный вексиллум красного цвета. Судя по всему мы видим два вексиллума полководцев, что свидетельствует о том, что на рисунке изображена битва восставших под руководством Спартака с двумя объединенным армиями римских консулов. На заднем плане с левой стороны можно рассмотреть еще один вексиллум темно-бордового цвета. Вероятно это штандарт восставших, чья военная организация была построена по римскому принципу.
А если хорошо присмотреться, то на переднем плане можно увидеть римского воина в накидке с головой льва. Это преторианский вексиллярий, в руках которого аквила — символ легиона. Его главной задачей на поле боя является охрана и при необходимости спасение аквилы, чем он и занимается на рисунке. За утерю аквилы подразделение подвергалось децимации. Кстати, на рисунке мы видим еще одну разновидность аквилы — сигнум, знак легиона с почетными дисками (фалерами).
Повествователь отмечает в Пугачеве и другую привлекательную черту — демократизм: «Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю»; «каждый… предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева».
Средством характеристики пугачевцев является сниженная лексика: «рожи», «сборище, «мошенник», «старый хрыч». Цветопись придает живописность картине: «в цветных рубашках», «с красными рожами».
Необычным средством, обогащающим представление о мятежниках, является песня. В песне раскрывается душа народа, и эта «простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице», раскрывает их душевное состояние. Впечатление от «любимой песенки Пугачева» и ее исполнителей говорит, кроме всего прочего, о слушателе — Гриневе: это потрясло его «каким-то пиитическим ужасом». Гринев — возвышенная, тонко чувствующая натура. Он видит не просто разбойников, а былинных, эпических персонажей.
Все эти художественные средства говорят о неоднозначности, противоречивости личности предводителя бунтовщиков, о наблюдательности и объективности повествователя — Гринева, который увидел в Пугачеве не только отпетого разбойника, но и неординарного человека