Содержание стихотворения «Пророк» навеяно событиями 14 декабря 1825 г. и скорбью Пушкина о гибели «братьев, друзей, товарищей». Это стихотворение сюжетное; в нем изображен процесс постепенного перерождения человека в мудрого пророка. Текст насыщен славянизмами, придающими речи торжественный, приподнятый тон, который органически связан с библейской темой. Но христианский миф, библейский колорит - это лишь одеяние, художественный прием. За аллегорией и символикой отчетливо проступают сама реальность, мысли Пушкина о высоком назначении поэта. Все то житейское содержание, что наполняет сердца и умы занятых людей, весь их мир должен стать для истинного поэта пустынею мрачной... Он жаждет духовного удовлетворения, стремится к нему. С его стороны больше ничего и не требуется: алчущие и жаждущие насытятся...
Поэт-пророк изощренным вниманием проник в жизнь природы высшей и низшей, созерцал и слышал все, что совершается на небесах, и на земле, и в морских пучинах, от круговращения небес до прозябания (прорастания) растений. Что же дальше? Кто прозрел, чтобы видеть красоту мироздания, тот тем мучительнее ощущает безобразие человеческой действительности. Он будет бороться с нею. Его действие и оружие - слово правды. Но, для того чтобы слово правды, исходящее из жала мудрости, не язвило только, а жгло сердца людей, нужно, чтобы само это жало было разожжено огнем любви.
Как видим, Пушкин придает исключительное значение мировоззрению поэта-пророка. Без ясных взглядов на жизнь, на творчество поэт не может нести истину людям, пробуждать в них «чувства добрые», влиять на их нравственность.
В стихотворении особую значимость приобретает заключительное четверостишие, где каждое слово полно глубокого значения. В этих строках содержится объяснение того, что произошло с пророком. «Вещие зеницы» ему даны для того, чтобы видеть весь многообразный, красочный мир; чуткий слух нужен для того, чтобы слышать пульс жизни, в каких бы формах она ни проявлялась, и в равной мере воспевать как «возвышенные», так и «низкие» предметы.
Рекомендуемый план презентации:
1. христианская церковь –
а) возникновение христианства в эпоху Античности,
б) роль духовенства в политической структуре общества Средних веков,
в) католическое духовенство в политической истории Нового времени,
г) влияние христианства на мировоззрение людей в Средневековье и Новое время до эпохи Просвещения;
2. Политическая история –
а) сравнение политической карты Позднего Средневековья и Нового времени,
б) сравнение средневековых война за права королей (на примере Столетней войны, начавшейся из-за претензий Эдуарда III Английского на французский престол) и династических войн Нового времени (на примере Войны за испанское наследство, начавшейся из-за претензий французской династии на испанский престол),
в) история Венецианской, Генуэзской и других городских республик, сравнение их государственного строя в Средние века и Новое время,
г) сравнение абсолютных монархий Нового времени с властью римских императоров эпохи домината;
3. наука и образование –
а) роль логики в науке Античности, Средневековья и Нового времени,
б) роль книжности, письменного знания в Средневековье и Новое время,
в) развитие университетов в Средние века и Новое время, их прав и внутренней структуры,
г) античное наследие как основа схоластики и роль схоластики в сопротивлению новой науке (борьба за гелиоцентрическую систему мира, механистический подход и др.);
4. культура –
а) эпоха Ренессанса как попытка возрождения античного наследия,
б) преемственность между культурами барокко и готики,
в) культура классицизма как наиболее точное из возможных в эпоху Нового времени повторение античных образцов,
г) место Средних веков в идеализированном образе прошлого эпохи романтизма;
5. Общий вывод.
Итоги Английской революции 17 века: создание необходимых правовых и политических условия для успешного развития капиталистического предпринимательства. В политическом строе Англии XVIII в. в наибольшей степени проявлялись черты правового государства. После «Славной революции» власть монарха была значительно ограничена, а роль парламента возросла. Только парламент имел право издавать законы, вводить налоги, утверждать бюджет. Король должен был назначать премьер-министром только лидера партии, имевшей большинство в парламенте.
Итоги Войны за независимость в США 18 века: уничтожение колониальной зависимости североамериканских колоний и образование независимого буржуазного государства в Америке – США; возникновение частной собственности в аграрном секторе; развитие внутреннего рынка для развивающейся промышленности и торговли.
Итоги Великой французской революции 18 века: уничтожение старого порядка (свержение монархии, разрушение феодального уклада); утверждение буржуазного общества и расчистка путей для дальнейшего капиталистического развитие Франции, возникновение форм буржуазной земельной собственности, создание предпосылок для промышленного переворота, дальнейшее формирование единого национального рынка, ликвидация остатков феодального местного самоуправления.
Таким образом, итогами всех трех революций была ликвидация феодальных пережитков и расчистка пути для развития капитализма, а также установление принципов демократического правления и соблюдения прав человека.
Наибольшее влияние в формирование западноевропейской цивилизации внесла Великая французская революция. Влияние: идеи освобождения человека, о свободе, равенстве всех людей нашли отклик на всех континентах; они развивались, внедрялись в европейское общество в течение 200 лет.
Поэт-пророк изощренным вниманием проник в жизнь природы высшей и низшей, созерцал и слышал все, что совершается на небесах, и на земле, и в морских пучинах, от круговращения небес до прозябания (прорастания) растений. Что же дальше? Кто прозрел, чтобы видеть красоту мироздания, тот тем мучительнее ощущает безобразие человеческой действительности. Он будет бороться с нею. Его действие и оружие - слово правды. Но, для того чтобы слово правды, исходящее из жала мудрости, не язвило только, а жгло сердца людей, нужно, чтобы само это жало было разожжено огнем любви.
Как видим, Пушкин придает исключительное значение мировоззрению поэта-пророка. Без ясных взглядов на жизнь, на творчество поэт не может нести истину людям, пробуждать в них «чувства добрые», влиять на их нравственность.
В стихотворении особую значимость приобретает заключительное четверостишие, где каждое слово полно глубокого значения. В этих строках содержится объяснение того, что произошло с пророком. «Вещие зеницы» ему даны для того, чтобы видеть весь многообразный, красочный мир; чуткий слух нужен для того, чтобы слышать пульс жизни, в каких бы формах она ни проявлялась, и в равной мере воспевать как «возвышенные», так и «низкие» предметы.