Павел Петрович Кирсанов - аристократ, щеголь,. Он красив , приятен в общении. Ему под пятьдесят. Волосы седые. Одевается модно. Усы у него душистые. Ничего не делает, много философствует. Был влюблен в княгиню всю жизнь, волочился за ней. Постоянен в любви.Жил за границей. Приехал в Россию, поселился в деревне брата. Любит спорить об аристократизме, материализме, крепостном праве, литературе,искусстве. Использует много иностранных слов. На стороне " бывших. " Базаров - Кирсанову: “...вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая же от этого польза общественному благу? Вы бы не уважали себя и то же бы делали”. "“Аристократизм, либерализм,прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных и... бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны” ( Базаров о его речи). Николай Петрович о Павле Петровиче : ""...Мой брат – человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый..."
Тургенев с уважением говорит о принципах Кирсанова, об его отношению к искусству, литературе, к природе . Но бездеятельность ему не мила.
Отметим, что только в этой строфе отсутствует рифма, причем это становится заметно не сразу: рифма компенсируется ритмом, звукописью (ассонансы: «БоРей... хмуРит бРови»; «от Хладного ее дыХанья»), образностью. По сравнению с первой половиной фрагмента резко меняется цветопись. Смена цветов подчеркивается контрастами: «седая чародейка»; «Наместорадуг испещренных /Висит по небу мгла вокруг», зеленые поля укрыл «белый пух». Важную роль приобретают метафоры («на коврах полей», «белый пух»), олицетворения («природы взор оцепенел», «пустыни сетуют и долы»). Унылую картину опустошения дополняют звуки воя голодных волков