Революционное народничество в 80-е гг. XIX в, переживало глубокий упадок. В значительной степени это было вызвано деятельностью властей. Революционное народничество в 80-х 19 в в, во многом потеряло и свои идейные ориентиры. Ведь к тому времени революционеры испробовали на практике все предложения теоретикдв'народничества; пытались поднять крестьян на бунт, вели пропаганду, организовали заговор. Результат от всего получался
даже не нулевой, а отрицательный: вместо победы социализма в стране лишь укрепилось самодержавие. Не случайно многие народники в то время пересматривают свои взгляды. Некоторые обращаются к иным социалистическим учениям, другие отходят от революционного движения, ищут пути мирного перехода к социализму. Один из вождей «Народной воли» Л.А.Тихомиров в результате такой переоценки ценностей стал убеждённым сторонником самодержавия, получил прощение Александра 111 и вернулся в Россию. Правда, у революционного народничества по-прежнему оставалось немало поклонников. В 80-х гг. возникали кружки, продолжателей дела «Народной воли». Но дальше попыток добыть оружие, изготовить взрывные снаряды дело не шло — кружки либо распадались сами, либо их громила полиция. Единственная серьёзная попытка покушения на Александра 111 была предпринята группой учащейся молодежи Петербурга, считавшей себя наследниками «Народной воли». Видную роль среди них играл А.И.Ульянов. В «юбилей» 1 марта 1887 г они хотели совершить цареубийство, но были схвачены, преданы суду и казнены.
Среди студентов начали возникать небольшие марксистские кружки: в Петербурге — под руководством Д. Благоева Д В. Точисского, М.И.Бруснева, в Казани — под руководством Н.Е.Федосеева. Их члены стремились овладеть марксистским учением и наладить связь с рабочими, принять участие в организации забастовок.
В 1895 г. кружки петербургских марксистов объединились в единый «Союз
борьбы за освобождение рабочего класса», во главе которого стоял В. И. Ульянов,
младший брат казнённого в 1887 г. А. И, Ульянова,
«Союз борьбы за освобождение рабочего класса» был организацией нового типа
— более многочисленной и дисциплинированной. В нее входило несколько кружков, занятых пропагандой марксизма среди рабочих. Связи с рабочими, установленные членами «Союза...», позволили ему возглавить стачку текстильщиков Петербургского района. Она приняла небывалый размах, охватив рабочих почти двух десятков предприятий
Вскоре «Союз.,.» был разгромлен полицией; значительная часть его членов, включая Ульянова, была отправлена в ссылку. Однако деятельность этой организации дала толчок марксистскому движению в России. По образу и подобию петербургского «Союза..,» стали возникать организации в других промышленных центрах — Москве, Киеве, Иваново-Вознесенске. В результате перед марксистским движением открылась возможность создания единой партии.