Апрель с водою, а май с травою.
Без воды — земля пустырь.
Без мороза вода не замёрзнет.
Береги нос в сильный мороз.
В зимний холод всякий молод.
В лесу тень весь день.
В осеннее ненастье семь погод на дворе.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
Ветром ветра не смеряешь.
Вода с гор потекла — весну принесла.
Воробьи гомонят — гнёзда завивают.
Всякому семени свое время.
Где снег, там и след.
Где сосна выросла, там она и красна.
Дерево хочет покоя, да ветер не хочет.
Жара рождает ветер, прохлада — дождь.
За ветром в поле не угонишься.
Зайца ноги
Кабы на цветы не морозы, и зимой цветы бы расцветали.
Какова береза, такова и отростка.
Красна ягодка, да на вкус горька.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Летний день — за зимнюю неделю.
Малая сосна в сук растет.
Много снега — много хлеба.
Много снега — много хлеба, много воды — много травы.
Мороз не велик, да стоять не велит.
На всех и солнышко не усветит.
На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
Не велик соловей, да голосок золотой.
Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому.
Не высок лесок, а от ветра защищает.
Не поклонясь до земли — грибка не поднимешь.
От туч, что уже позади, дождя не жди.
Ранний пар родит пшеничку, а поздний — метличку.
Роза без шипов не бывает.
Рощи да леса — всему миру краса.
Светила луна, да вот беда: светит не всегда.
Сегодня не тает, а завтра кто знает.
Синица к избе — зима на двор.
Сирень или береза, а всё дерево.
Снег земле-кормилице — тёплый кожух.
Снег холодный, а от мороза укрывает.
Сорока на хвосте принесла.
Сосна — дубу сестра.
У зайцев шерсть побелела — зима близко.
Утром вороны каркают к дождю.
Хорошее цветение — хорошая завязь.
Что летом родится — зимой сгодится.
Шумит дубравушка к непогодушке.
Январь год начинает, а декабрь кончает.
Основных отличий Ренессанса от Средневековья (которые, в общем-то, конец Средневековья собой и знаменуют) можно выделить три.
1) Разложение феодализма на всех уровнях: то есть политический переход к абсолютизму (во Франции и Англии уже в XVI веке вполне оформляется), новые экономические отношения и социальные отношения — развитие "третьего сословия" и его постепенный выход на первый план во многих регионах Европы. Это прослеживается даже в военной сфере: происходит закат рыцарства, неразрывно связанно с формированием феодальных отношений ранее.
2) Снижение роли церкви к связанных с религией областях жизни — что прежде всего включает Реформацию и итоги Тридцатилетней войны, конечно, но в целом процесс ещё более комплексный. Я придерживаюсь мнения, что именно глубокое влияние Ватикана на всех сферы жизни Европы является вообще главной отличительной характеристикой Средневековья. Ослабевать это влияние стало именно в эпоху Возрождение, а его полное исчезновение в середине XVII века — собственно, старт следующей эпохи, Нового Времени.
3) Формирование гуманизма как системы мышления. Это не тот гуманизм, что сейчас — это сама концепция того, что в центре у нас теперь стоит не Бог, а человек. Его развитие, его познание, его добродетели, пороки и потребности. Это кардинально отличается от типичного средневекового мышления, прямо связанного с христианской идеей бренности земной жизни и души как главной её задачи. Именно у эпоху Возрождения люди по-настоящему обратили внимание на самих себя, что и дало возможность добиться таких изменений в искусстве, например — хотя на самом деле во всех сферах, просто в этой нагляднее. При этом надо отметить, что гуманизм сам по себе не содержал противопоставления христианству, т.е. это не какая-то борьба за атеизм — это смена акцентов.