По всей вероятности, княжество было образовано в результате русско-византийского соглашения, заключенного после похода киевского князя Владимира Святославовича на Корсунь (Херсонес) в 988 году. В летописном своде «Повести временных лет» есть упоминание о том, что Владимир Святославович передал Тмутараканское княжество своему сыну Мстиславу Владимировичу, который в 1022 году покорил касогов и в ознаменовании победы основал в городе Тмутаракань церковь Пресвятой Богородицы (ее фундамент был открыт во время раскопок 1952-1955 годов археологом Б.А.Рыбаковым). В 1023 году касоги подняли восстание в то время, когда князь отправился в Чернигов, и подвергли тмутараканские земли значительному разорению. Помимо касогов и русов в Тмутаракани проживали греки, хазары, аланы. Территория княжества была небольшой, но оно занимало стратегически важное место, позволявшее контролировать Подонье, Кубань и нижнюю Волгу. К тому его столица была центром епархии, что делало ее местным религиозным центром.
После смерти Мстислава в 1036 году власть над княжеством переходит к Ярославу. А после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году черниговские земли вместе с Тмутараканью перешли к его четвертому сыну Святославу. Во 2-й половине XI века в княжестве правили его сыновья (Глеб Святославович). В 1059 и 1077 годах город для строительства второй христианской церкви посетил знаменитый русский летописец Никон. В 1066 году власть над землями захватил Ростислав Владимирович (внук Ярослава Мудрого), однако через год он был отравлен византийцами и скончался. По желанию местных жителей, на княжеский трон был возвращен Глеб Святославович (? – 1066, 1067–1069). После его смерти стал править его брат Роман, в 1077 и 1078 годах к нему прибыли бежавшие родственники. В 1079 году Роман был убит половцами, а его брат Олег был захвачен в плен и сослан в Византию по киевского князя Всеволода, имевшего соглашение с императором Никифором III Вотаниатом.
После этого княжеством стал править киевский посадник – боярин Ратибор, но в 1081 году его захватили в плен князья-изгои Давыд Игоревич и Володарь Ростиславович. В 1083 году с византийского флота в Тмутаракани вновь воцарился Олег Святославич, который стал ближайшим союзником (вассалом) Византии в регионе. В это время половецкие племена фактически отрезали земли Тмутараканского княжества от Руси. В 1094 году Олег предпринял успешный поход на Чернигов и принял активное участие в междоусобице. Правил, по всей видимости, до своей смерти в 1115 году. По косвенным источникам можно судить о том, что Тмутараканское княжество между 1159 и 1169 годами окончательно перешло под контроль Византии и русские князья перестали претендовать на эти земли. После сражения на реке Калке в 1224 году остатки Тмутараканского княжества вошли в состав Золотой Орды.
1.Тасмолинская археологическая культура — археологическая культура, к которой относятся памятники Центрального Казахстана эпохи раннего железа.
2.в VII в. до н. э. во время похода скифо-сакских племен в Переднюю Азию.
3.Они имеют форму полудуг и завершаются круглыми сооружениями, - уточняет магистр гуманитарных наук. Именно благодаря этим каменным грядам, напоминающим усы, и полудугам, схожим с их кончиками, завернутые кверху курганы и получили такое необычное название.
4. 4 вида
5.Бегазы-Дандыбаевской
6.Такое название основано на данных многочисленных археологических раскопок в урочище Тасмола. Эпоха раннего железа в Центральном Казахстане
7.В трудах древнегреческого историка Геродота говорится, что территорию Центрального Казахстан населяли аргиппеи, исседоны, аримаспы. На северо-западе Сарыарки жили аргиппеи, в центральной части – исседоны, на востоке – аримаспы.
8.Таким образом, слово Сарыарка должно переводиться дословно как «Великая древняя обжитая земля» или по смыслу — «Древняя Ойкумена». Сарыарка — это один из самых богатых природными ресурсами историко-географических регионов нашей страны, накопившей богатую духовную культуру.
9.поклонения творцу и духам предков
10.Курган Центрального Казахстана:
Обширную территорию Центрального Казахстана в эпоху раннего железа населяли племена, оставившие удивительно однообразные и устойчивые по форме погребальные сооружения.
Для тасмолинской культуры Центрального Казахстана характерны курганные могильники, которые названы «курганами с усами». В курганах тасмолинской культуры делали два захоронения: большом хоронили человека, в малом – лошадь.
Курганы саков:
"Находки датируются 7 веком до нашей эры. В кургане диаметром 88 метров хранились 350 золотых бусин,бусинодна золотая форма в виде грифона и ромбовидные украшения из листового золота . По мнению ученых, находка - настоящее сокровище, которое могло принадлежать только представителям знатного рода саков", – говорится в сообщении.
Сходства : в обоих курганах были захоронены могильники
Различия: в сакском кургане нашли 350 золотых бусинодна золотая форма в виде грифона и ромбовидные украшения из листового золота. В Центральном Казахстане, нашли курган с усами в нем нашли 5-10 могильников.
Объяснение: все верно должно быть
Оңтүстік Америка
Солтүстік Америка
Азия
Еуропа
Аустралия
Африка
Антартида