ответ:
по мнению автора, поэзия жырау, являясь богатейшим наследием периода средневековья, воспитывает духовно-нравственные ценности человека и общества. акыны и жырау имели огромное значение, они выполняли функцию проводников знаний о мире, передавая их от поколения к поколению. акыны и жырау оказывали заметное влияние на общественную жизнь казахов, воздействуя на слушателей художественным словом. в своих произведениях жырау затрагивали важные и актуальные социальные проблемы, выступали по вопросам морали, играли значимую роль в культуры казахского народа. в статье феномен жырау рассматривается как важнейший источник сохранности памяти казахского народа.
объяснение: в 70-е годы хх века к этому жанру обратился мухтар магауин. современная эпоха, сохранившая жырау как важнейший источник памяти народа, подарила науке ученого, по праву считающегося корифеем казахстанской фольклористики – доктора филологических наук едыге турсунова, который посвятил свою жизнь изучению жырау, баксы, акынов, салов и серэ. в его трудах проведен детальный анализ различных источников устного народного творчества, что позволяет представить науке добротный исследовательский материал.
комплексный анализ собранных в разное время источников и перевод их на другие языки, в частности с казахского на , позволяют увидеть уникальное творчество казахского народа, в котором зафиксирована память о прошлом. талантливые люди из народа, личности с героическим характером, борцы за справедливость – жырау, акыны, салы, серэ – своим творчеством создавали сокровища устной .
особенно значимой среди всех источников нам представляется поэзия жырау. причем значимость эта обусловлена не только в общественном отношении, но и в государственном, поскольку авторы жырау выступали как носители идеи казахской государственности и влияли на идеологию и политику казахского ханства. среди них особенно заметны имена жиембет-жырау бортогашулы, приближенного хана ишима, ахтамберды-жырау сарыулы, батыра, прославившегося в войнах с джунгарами в xvii веке, и соратники аблай-хана – умбетей-жырау тлеулы и бухар-жырау калкаманулы. их духовная значимость зачастую не ограничивалась пределами казахской степи, а становилась достоянием и других народов постордынского культурного пространства. свидетельством этого могут служить жизнь и творчество выходцев из большой и малой ногайских орд – шалкииза-жырау тленши-улы и уроженца города азова айдета доспамбетжырау, знаменитых в казахском обществе конца xv – начала xvi веков поэтов-импровизаторов, определенный период жизни которых связан со столицами крымского ханства и османской империи – бахчисараем и стамбулом, а также с северным кавказом, где побывал шалкииз-жырау, и с доном, где жил доспамбетжырау, хотя большую часть жизни и вечный покой они обрели в казахских степях.
Гос-во при Ярославе Мудром:
В 1036 году он одержал победу над печенегами. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве.
В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Киевской Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 — Всеслав Брячиславич.
В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию.
В 1043 году, Ярослав, за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе[53], послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году. В 1044 году Ярослав организовал поход[54] на Литву.
В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного.
В 1047 году произошёл разрыв Ярославом Мудрым союза с Польшей.