...Несомненно, культуры и расовые типы в географическом отношении распространены так, что каждому ареалу присущ особый расовый тип и особая культура, но отсюда не следует, что первый определяет последнюю. Столь же несомненно и то, что каждый географический ареал имеет особое геологическое строение и специфическую флору и фауну, но это не значит, что наличие тех или иных видов растений и животных определено геологическими слоями. Главная ошибка современных теорий заключается в смешении индивидуальной и расовой наследственности. Наследственность передается лишь по линии прямого потомства. Ни у одной из ныне существующих рас нет единой родословной, и это не позволяет заключить, что ментальные свойства нескольких избранных семейных линий есть достояние всех представителей расы. Наоборот, все большие расы столь многолики, а функциональные признаки составляющих их наследственных линий столь различны, что можно отыскать сходные линии во всех расах, и особенно — в тесно связанных локальных типах и подразделениях одной расы. Будучи социально значимыми, наследственные особенности имеют и культурную ценность — например, во всех случаях расовой дискриминации или в тех культурных условиях, где какая-то особо одаренная линия оказывает формирующее воздействие на культуру как таковую. Но всякая попытка объяснить культурные формы чисто биологическими факторами обречена на неудачу. Другое научное направление устанавливает связь этих форм с географическими условиями. Этой проблеме посвятили себя Карл Риттер, Гюйо, Ратцель, Видаль де ла Блаш, Жан Брюн. С точки зрения антрополога их попытки остались неудовлетворительными. Культурная жизнь во многих и важных отношениях, несомненно, ограничена географическими условиями. Отсутствие богатой витаминами пищи в Арктике или камня на обширных пространствах Южной Африки, недостаток воды в пустынях — возьмем лишь эти, общеизвестные факты — вносят в человеческую деятельность вполне определенные ограничения. С другой стороны, легко доказать, что многие конкретные черты той или другой культуры связаны с благоприятными географическими условиями. Это особенно очевидно в современных цивилизациях, где использование природных ресурсов достигло несравненно большего совершенства, чем в первобытном обществе; и вместе с тем даже на примере нашей цивилизации видно, что географические преимущества сказываются лишь там, где культурные условия позволяют извлекать из этого выгоду. Применение каменного угля в качестве топлива, обогащение руды, добыча и обработка драгоценных металлов, изготовление бумаги из древесины и т.п. — все это изменило наши отношения с окружающей средой. Неудивительно, что при ограниченном использовании природных ресурсов и большем разнообразии малых изобретений первобытного человека воздействие окружающей среды на его жизнь было далеко не таким определяющим, как в наше время. Природная среда стимулирует развитие уже существующих культурных навыков, но не имеет самостоятельной творческой силы. Плодородная почва не породит земледелие, удобные для судоходства воды не создадут флот, избыток леса не обернется улицей из деревянных домов. Но там, где сельское хозяйство, навигация и архитектура уже существуют, их развитие стимулируется и отчасти направляется географическими условиями. Более того, одни и те же природные условия по-разному воздействуют на культуру в зависимости от культурного уровня народов. Индейцы, не знавшие лошади, осваивали восточные равнины нашей страны иначе, чем те, у кого она была; по-разному влияли природные условия и на жизнь сельскохозяйственных, скотоводческих или промышленных поселений своего времени. Интерпретация культуры с точки зрения географической среды бессмысленна, ибо мы не знаем ни одной культуры, возникшей как прямая реакция на географические условия; можно говорить лишь о той или иной степени их влияния на все известные нам культуры. Географическое положение племени — например, возможность незатрудненных и многосторонних контактов с соседями иных культур либо, наоборот, изолированное проживание в труднодоступных районах — безусловно воздействует на развитие культуры, ибо внешние влияния, освоение новых направлений практической и интеллектуальной деятельности служат важными предпосылками культурных перемен. Но пространственные отношения создают лишь возможность контакта, относящегося уже к культурным процессам и потому несводимого к географическим условиям... Вопрос: По убеждению Ф. Боаса, «всякая попытка объяснить культурные формы чисто биологическими факторами обречена на неудачу». Согласны ли Вы с этим выводом? Приведите аргументы, «за» и «против» тезиса о зависимости менталитета и психологии людей от их расовой или национальной принадлежности, а так же географического ареала их проживания.
Юха а, т1еман къахь, вай махкахь г1аьтти
Юха а, гуш ма ю, г1аланаш йогуш
Оьгуш бу, маьрша нах, шокъалли кхетта
Юха а, наной бу, к1енташна боьлхуш
Массо а, кийча ву, къар еш а харцо
Т1ом ба а, вала а, шен халкъан сийна
Цхьанне ницкъ, кхочур бац, вайх лай дан дацо
Хьоьшур яц, мостаг1о, вай бецаш сийна
Дог1маш а, нисс дина, гуора ца оьгуш
Г1ура ду вай, доьхьала, мостаг1ий эшош
Халонаш, ловр а ю, Даймехкан доьхьа
Маьрша а, дехар ду, дойр а ду хелха
Еха яц, дуьнен чохь, йоккху хан цхьаммо
Х1орамна, лууш ду, ирс долуш ваха
Вай-м, ца г1иртина цкъа, нехан ц1ий 1ано
X1apa бен, дуьнен чохь, меттиг яц даха
Дог1маш а, нисс дина, гуора ца оьгуш
Г1ура ду вай, доьхьала, мостаг1ий эшош
Халонаш, ловр а ю, Даймехкан доьхьа
Маьрша а, дехар ду, дойр а ду хелха
Тахана, вай махкахь, т1еман к1ур г1аьтти
Юха а, луьра герз, Даймахкахь дуьйлу
1ожаллин, д1овш х1инца, вайна т1е детта
Баланехь, хьийзаш бу, вай наной, боьлхуш
Дог1маш а, нисс дина, гуора ца оьгуш
Г1ура ду вай, доьхьала, мостаг1ий эшош
Халонаш, ловр а ю, Даймехкан доьхьа
Маьрша а, дехар ду, дойр а ду хелха
Дог1маш а, нисс дина, гуора ца оьгуш
Г1ура ду вай, доьхьала, мостаг1ий эшош
Халонаш, ловр а ю, Даймехкан доьхьа
Маьрша а, дехар ду, дойр а ду хелха
Объяснение: