во время -турецкой войны 1768-1774 гг. россия получила черноморское побережье от южного буга до днепра. в победоносных сражениях, которые возглавлял п.а. румянцев, у ларги и кагула (июль 1770 г.) участвовали запорожские и донские казаки. военные действия проходили и на территории кубани. кубанский корпус овладел крепостью копыл, занял побережье азовского моря. выход к побережью дал возможность россии восстановить азовскую флотилию. 21 августа 1773 г. флотилия под командованием а.н. сенявина дала бой турецкой эскадре у входа в бухту суджук-кале. затем эскадра сенявина близ старого устья кубани уничтожила шесть больших судов турок, сорвав попытку османов перебросить на северный кавказ многочисленную армию.
в марте 1773 г. татарский хан девлет-гирей попытался пробиться с кубани в крым и двинулся в направлении ейского укрепления. здесь его встретили казачьи полки платова и ларионова, которые не допустили отхода девлет-гирея.
в январе 1778 г. в копыл прибыл новый командир кубанского корпуса генерал-поручик а. с. суворов. изучив оборонительную систему, александр васильевич пришел к решению построить новую линию вдоль кубани. за короткий срок (до 17 апреля 1778 г.) полководец возводит 5 крепостей и 20 редутов между ними. в апреле 1783 г. правобережная кубань и тамань включены в состав россии. в июне 1783 г. близ ейского укрепления а. в. суворов принимает от ногайцев присягу на верность россии. но ногайцы верность не сохранили. осенью 1783 г. а. в. суворов разгромил ногайцев-клятвопреступников за кубанью в устье лабы в урочище керменчик..
Христианский храм – «книга для неграмотных» .
На Руси его умел «читать» каждый верующий человек, вне зависимости от того, был ли он обучен грамоте.
Каждый элемент, каждая деталь внутреннего убранства храма имеет свое скрытое значение.
Стены храма «толкуются как закон Божий» .
Низ стены символизирует землю, и здесь раньше изображали донато-ров (заказчиков, на чьи деньги сооружался или расписывался храм) , царей (как символ незыблемости благословенной власти) и канонизированных свя-тых (их изображают и сегодня) .
Наверху стены отражены события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов.
Так как храм - это модель мира, то каждая его стена соответствует одной из сторон света.
Стены храма строились одинаковыми в длину так, что внутреннее пространство приобретало форму куба.
Такой стиль характерен для древних церквей, таких как новгородские, московские, киевские церкви.
Восточная часть храма символизирует область света и райского блаженства, потому что на Востоке находился рай, из которого были изгнаны Адам и Ева.
Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» .
На этой стороне обычно хоронили почивших.
Традиционно росписи в западной части храма отображают мрачные образы пророчеств и Страшного Суда. Однако есть исключения из правил. Например, в храме св. Софии в Киеве на запад-ной части храма изображены светские сцены забав и игрищ. Они напомина-ют верующим о суетности мирской жизни.
Сам храм считается телом Церкви, а его купол – вместилищем божественной премудрости.
Поэтому в таких ранних христианских храмах, как Преображенский собор в Чернигове, купол напоминает череп, голову.
Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.
Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на по вере во Христа.