
Dear Danny, Hi! How are you? I hope everything is ok! I really love our new place. It’s a beautiful big house by the sea and just outside the village. The house 1) has got two floors. There are three large bedrooms and a bathroom 2) on the first floor. The living room and the kitchen are on the ground floor and there is another bathroom next 3) to the kitchen. The kitchen is very big and it has got lots of cupboards. The living room is fantastic. It has got my grandmother’s antique sofa 4) and a lovely fireplace in it. There 5) are three comfortable armchairs in front of the fireplace. My favourite room is my bedroom. It is on the first floor opposite my parents’ bedroom. There is a computer on my desk and lots of posters on the walls. I’ve got a nice bed and a big wardrobe next to the window, 6) but I haven’t got a TV 7) in my room yet. There is а big garden in front 8) of the house and there is a garage for our two cars. That’s our new house! I hope you can come and visit us soon I miss you. Love, Pat
Дорогой Дэнни, привет! Как дела? Надеюсь, что все хорошо! Мне действительно нравится наше новое место. Это красивый большой дом у моря прямо за деревней. В доме два этажа. Есть три больших спальни и ванная на втором этаже. Гостиная и кухня на первом этаже, и рядом с кухней есть еще одна ванная комната. Кухня очень большая, и в ней есть много шкафчиков. Гостиная просто фантастика. В ней есть антикварная бабушкина софа и камин. Перед камином есть три удобных кресла. Моя любимая комната — спальня. Она на втором этаже напротив спальни моих родителей. На столе есть компьютер, а на стенах много постеров. У меня хорошая кровать и большой шкаф рядом с окном, но в моей комнате пока нет телевизора. Перед домом есть большой сад и гараж для наших двух машин. Вот такой наш новый дом! Надеюсь, ты сможешь навестить нас скоро. Я скучаю по тебе. С любовью, Пэт.
Этот фотопортрет хранится в семейном альбоме Толгуровых. На нем – Хабибат АХМАТОВА, дочь балкарского узденя Локмана Ахматова. Учитывая неточность сведений о рождениях и смертях, свойственную для тех времен («родился в год великого снегопада» или «умер в год великой засухи»), родилась Хабибат Локмановна примерно в 1911-1912 годах. Местом рождения девочки было селение Былым.
Топоним «Былым» с балкарского языка переводится как «Медовое место», или «Медовое урочище» - от слова « ». В стародавние времена местные жители ставили здесь свои пасеки. Здесь же располагалась и усадьба балкарских дворян АЗАРУКОВЫХ, выделявшаяся на местности небольшой каменной башенкой, – Азарук-Кала (буквально башня Азаруковых).
Живущие в наше время родственники Хабибат Ахматовой рассказывают, что женщина эта была очень набожна, хорошо знала содержание священного Корана, читала по-арабски и как любая аристократка воспитывалась в строгости, почтении к старшим и уважении к традициям и обычаям своего народа.
Революционные бури не сразу затронули горные ущелья, и до начала 30-х годов семья Ахматовых жила в относительном спокойствии и благополучии. В 1929 году Хабибат выходит замуж за известного скотопромышленника Казака ТОЛГУРОВА. До этого Казак был женат на ее старшей сестре Шоуе (Шобе) и имел от нее троих детей – Магомета, Марьям и Азрет-Али. В современной этнологической науке такой вид «повторного брака» носит название «левирата» и в те времена был обычным делом. Дети Казака, таким образом, оставались под опекой не чужой им женщины, а родной тети, которая в свою очередь была привязана к ним памятью об умершей сестре.
В 1930 году у Хабибат и Казака родилась еще одна дочь – Земжан (сейчас она проживает в селе Шалушка Чегемского района). Однако в том же 1930 году, в самый разгар коллективизации муж Хабибат Казак был арестован по обвинению в участии в подготовке так называемого Чегемского восстания, реальным идейным лидером которого являлся Ако Джамакулович ГЕМУЕВ.
Короткая биографическая справка
Ако Гемуев родился в 1891 году в селении Думала Нальчикского округа (позднее Чегемского района КБАССР), балкарец, член РКП(б), позднее ВКП(б) с 1918 года. Заместитель председателя Кабардино-Балкарского облисполкома. Из рядов партии исключен в связи с арестом, который был произведен 9 августа 1930 года Кабардино-Балкарским отделением ОГПУ. Обвинение предъявлено по статьям 58-2; 58-11 УК РСФСР (контрреволюционная деятельность). Приговор: десять лет «без права переписки» с отбыванием наказания в северных лагерях. В те времена такой приговор означал только одно – смерть. Реабилитирован 22 января 1974 года Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РСФСР. Реальной причиной ареста Ако Гемуева была личная неприязнь, которую питал к нему «хозяин» автономии Бетал КАЛМЫКОВ).
Но вернемся к Хабибат и ее супругу Казаку Толгурову. По одним данным, родные Казака получили извещение о его смерти уже в 1931 году, по другим - он был сослан в Читинскую область и несколько лет жил там, обзаведясь еще одной полноценной семьей. До 1937 года Хабибат жила с детьми от первого брака Казака и своей дочерью Земжан.
В 1937 году к ней посватался троюродный брат ее бывшего мужа - Хамид Абушевич ТОЛГУРОВ (вновь был задействован уже отмирающий обычай левирата) и, невзирая на сопротивление родственников, женился на ней. Однако в 1938 году Хамид Толгуров был арестован как «враг народа», в 1939 году родился его сын Зейтун - ныне известный балкарский писатель и литературовед. Своего сына Хамид так и не увидел.
Интересным представляется тот факт, что отец Хабибат - Локман Ахматов был дедом трех профессоров. Кроме Зейтуна Толгурова, его родными внуками являются профессор, один из ведущих тюркологов страны, полтора десятилетия возглавлявший кафедру балкарского языка и литературы в КБГУ, Ибрагим Хашимович АХМАТОВ, а также профессор Муса Ахматович АХМАТОВ - известный архитектор и инженер-конструктор, много лет проработавший проректором КБАМИ.
Вскоре после появления на свет Зейтуна, в 1940 году, Хабибат, так и не оправившаяся после тяжелых родов, умирает, ее огромное по тем временам состояние (она владела своей выделенной долей от Ахматовых, унаследовала состояние Казака, бывшего одним из богатейших людей Балкарии, и, естественно, владела имуществом Хамида, до ареста работавшего в партийных органах республики) бесследно исчезло. То есть было национализировано и разбазарено новыми «хозяевами жизни».