В период политической раздробленности на белорусских землях выделились полоцкая и гродненская архитектурные школы. В них проявлялись местные традиции, влияния соседних стран, вкусы заказчика или творческая манера главного мастера-зодчего. Из полоцких церквей до наших дней сохранилась Спасская церковь. Она была построена по заказу Евфросинии Полоцкой для основанного ею женского монастыря. Строительством церкви руководил зодчий Иоанн (Иван). Внутри церковь украшена уникальными фресками, которые почти полностью сохранились с того времени. Фрески Спасо-Евфросиниевской церкви являются наилучшим образцом древнерусской живописи полоцкого периода.
Другой выдающийся памятник зодчества XII в. — Борисоглебская (в честь святых Бориса и Глеба) церковь в Гродно. Чаще ее называют Коложской церковью, поскольку она была построена в предместье Коложа. Коложская церковь — наиболее яркий пример гродненской архитектурной школы. Подобных церквей в других местах не найдено.
Язычество имело глубокие корни на славянских землях. Оно давало ответы на основные вопросы, волновавшие человека. Языческие мифы объясняли происхождение мира, людей, различных природных явлений и т. д. Но постепенно языческое мировоззрение перестало соответствовать требованиям общества. Язычество не было единой религией: у каждого союза племен были свои главные боги. В объединенном государстве такое положение не могло сохраняться долго. Требовались и новые письменные законы, которые утверждали бы ценность человеческой жизни.
Уже со времен расселения в Восточной Европе славяне были знакомы с христианством. Они поддерживали тесные связи с крупнейшей христианской страной — Византией. Благодаря деятельности великих просветителей Кирилла и Мефодия появилась славянская азбука. На старославянский язык были переведены священные книги.
Христианство предлагало более понятные ответы на вопросы о взаимоотношениях общества и князя.
Другой выдающийся памятник зодчества XII в. — Борисоглебская (в честь святых Бориса и Глеба) церковь в Гродно. Чаще ее называют Коложской церковью, поскольку она была построена в предместье Коложа. Коложская церковь — наиболее яркий пример гродненской архитектурной школы. Подобных церквей в других местах не найдено.