Название реформы и год ее введения |
Содержание реформы |
Значение и последствия реформы |
1550 г. Принятие Судебника |
1. Предусмотрены наказания для бояр и дьяков за должностные преступления. 2. Ограничены судебные права наместников. 3. Подтверждено право на свободный выход крестьян в Юрьев день. 4. Увеличился размер пожилого |
Способствовало укреплению государственности и становлению правовой системы |
1550 г. Создание стрелецкого войска |
Стрельцы исполняли полицейские функции, были основой полевого войска, охраняли царя, получали за свою службу денежное жалованье |
Положило начало профессиональной армии |
1552 г. Составление списка Государева двора |
Вошедшие в этот список стали называться дворянами, и из их числа производили назначения на многие государственные должности |
Привело к укреплению центральной власти |
1555—1556 гг. Реформа местного управления |
Отменена система кормлений, созданы округа (губы, занимавшиеся сыском преступников — «лихих людей») во главе с губными старостами (избирались из числа дворян и детей боярских), а также земские избы во главе с земскими старостами, занимавшиеся сбором налогов |
Способствовала упорядочению управления на местах, расширило права дворян и детей боярских |
1556 г. Принятие Уложения о службе |
Устанавливался новый порядок организации военных сил: каждый землевладелец (включая и вотчинника) обязан был выставить определенное количество воинов |
Укрепило военную мощь государства, способствовало усилению власти царя |
В 1906—1907 годах в Казани в издательстве Хусаиновых вышли сборники стихов Машхура Жусупа «Опыт, накопленный жизнью», «Положение» и книга «Кому принадлежит Сарыарка», написанная в прозе и стихах. В этих произведениях автор затрагивает проблематику социального неравенства народа, свободы слова, права на труд[2]. Позднее царская цензура признала книги вредными, почти весь тираж литературы был изъят, автора занесли в список политически неблагонадежных, пришлось на время скрыться в Ташкенте, чтобы не угодить за решетку[3]. Показательными являются стихотворения «Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Повсюду я спутницу жизни искал», «Письмо», «Матери»[3].
В традициях устного творчества написаны дастаны «Торг чертей», «Ястреб и соловей», «Старик и двое молодых» и другие. Хорошее знание арабского и персидского языков позволило Машхуру Жусупу глубоко изучить поэзии Востока, а также создать по восточным мотивам дастаны «Гульшат-Шеризат», «Гибрат-нама», «Баян-нама» и другие. Записанные им из устных народных сказителей произведений Бухара жырау, Котеша, Шортанбая, Шоже, стихотворения Абая, С. Торайгырова стали богатым материалом для фольклористов, историков, литературоведов
Объяснение:
1.милосердие
2.великодушье
3.добродушие
4.доброделающий
5.доброжелающий
Объяснение:
Ребус:доверие