Титул главы государства — гуньмо;
Племенная и родовая знать — беки[9]
Общество состояло из богатых людей, дружинников, жрецов и рядовых скотоводов и земледельцев;
Существовала частная собственность на скот и на землю[10][11][12][28]. Богатые вожди пользовались лучшими пастбищами.
3. Общественное устройство
Уйсунские племена уже имели свое государственное устройство. Китайские обозначения «Усунго», «Синго» означают кочевое государство. Об общественном устройстве уйсунов также имеются сведения в китайских источниках. Правителя уйсунов на зывали «гуньмо». Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек», а также мелкие родоправители.
Уйсунское общество состояло из предводителей племен и родов, знати, воинов и жрецов, а также рядовых членов общины. Простолюдины состояли из скотоводов и земледельцев. В уйсунском обществе существовало неравенство. Богатые уйсуны имели по 4–5 тысяч лошадей. Были и рабы. Их число пополнялось плененными во время войн чужеземцами. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве.
Археологи нашли в погребениях уйсунов тамги, сделанные из глины. Их использовали рядовые общинники. У знати, правителей и военачальников тамги были золотые и медные. Тамгами тавровали лошадей. То, что тамги изготавливались из различных материалов у разных групп населения, доказывает наличие частной собственности и социальноимущественного не равенства в уйсунском обществе.
Уйсунская военная конница.
Одежда знатных уйсунов была сшита из шел ка, тонкой шерсти. А простые общинники одевались в одежду из грубой шерсти, кожи и овчины.
У уйсунов частная собственность существовала не только на скот, но и на землю и воду. Вожди требовали: «Никто не смеет пасти свой скот на моих землях», и не подпускали рядовых скотоводов к своим пастбищам, местам водопоя скота.
Возникновение частной собственности, развитие имущественного неравенства можно проследить по уйсунским погребениям. К примеру, в больших курганах хоронили богатых уйсунов. Вместе с покойным в могилу клали все необходимые ему в загробном мире вещи: дорогое вооружение, ценную посуду, золотые украшения. Рядовые члены уйсунского общества довольствовались скромным погребением: в их могилы клали толь ко те вещи, которыми они пользовались при жизни (орудия труда, глиняные горшки, ножи и кинжалы).
1. К какому времени относятся первые письменные сведения об уйсунах?
2. Покажите на карте места расселения уйсунских племен.
3. Опишите поселения уйсунов.
4. С какими странами и народами уйсуны имели торговые связи?
5. Расскажите о жизни богатых и знатных уйсунов.
Материал для дополнительного чтения
В китайской хронике «Хань» записано, что уйсунский гуньмо изъявил желание вступить в родство с китайским Двором через женитьбу на китайской царевне. Поскольку в Китае требовали за нее подарок, гуньмо отправил 1000 коней. Произошло это событие в 107 году до н.э. Китайская царевна не знала язык уйсунов, а гуньмо не знал китайского. Находясь в уйсунской степи, китайская царевна сочинила нижеприведенное стихотворение:
«Выдали меня родственники
В дальнюю страну;
Отдали в чужое царство
За уйсунского царя.
Живет он в круглой хижине,
Обтянутой войлоками;
Питается мясом,
Пьет молоко.
Как вспомню об отчизне, –
Сердце ноет.
Желала бы диким гусем стать,
Чтоб возвратиться на родину».
В 1912 г. русскими переселенцами в местности Кок-Кытан было основано село, которое в честь одного из первопоселенцев было названо Кольцовка. В 1944 г. село было переименовано в Боконбаевское, в честь Джоомарта Боконбаева - киргизского поэта и драматурга, погибшего возле села в автокатастрофе. Хотя, по всей видимости, село было переименовано за долго до этого года, так как в 1938 г. оно значится под названием Кунчигыш.
Село Боконбаево значится как административный центр Тонского района. Село лежит в речной долине, в 5 километрах от южного побережья озера Иссык-Куль. Через Боконбаево проходит автотрасса Балыкчи – Каракол, а также дороги местного значения.
Долина, где расположено село, является своеобразным оазисом в окружении скалистых предгорий Терскей Ала-Тоо. Это типичное аграрное поселение, и основное занятие местного населения – земледелие. Однако и животноводство – исконный промысел киргизов – не забыто. Коров, овец и лошадей выпасают в горных степях в окрестностях села. Боконбаево возникло в период освоения Средней Азии (и, в частности, Тянь-Шаня) после присоединения региона к царской России. Поселение основано в 1912 году выходцами из российских губерний и названо Кольцовка по фамилии одного из поселенцев. До этого местность известна была под названием Кок-Котан. Позже Кольцовку переименовали в Кунчигыш, а с 1944 года село носит имя кыргызского поэта Джоомарта Боконбаева, который погиб здесь в автокатастрофе.
Объяснение:
надеюсь
В арсенале каждой рукодельницы найдется множество игл разной длины и диаметра, с длинными и маленькими ушками, тупыми и острыми кончиками для каждого конкретного случая. Какая же игла подойдет для вышивания крестиком? Как правильно подобрать иглу к канве? Постараемся в этом разобраться.
Иглы подразделяют на две большие группы: швейные и вышивальные. Иглы каждой группы имеют числовую нумерацию: швейные - №1-№12, а вышивальные (гобеленовые и трикотажные) - №13-№26. Чем больше номер иглы - тем она короче и тоньше.
Швейные иглы имеют маленькое ушко и острый кончик. В вышивке их используют для вышивания по плотным тканям, например, гладью. Применительно к вышивке крестом ими выполняют дополнительные стежки (стебельчатый шов, шов строчку, французские узелки и пр.)
Для самой вышивки крестом применяют гобеленовые иглы, которые отличаются длинным ушком (чтобы легко вставлять любую нить мулине в несколько сложений) и тупым кончиком (для свободного прохождения сквозь канву).
Неправильно выбранная игла значительно усложнит работу и повлияет на конечный результат вышивания. Слишком толстая игла будет расширять расстояние между нитями канвы и оставлять некрасивые дырки, слишком тонкая – приведет к расщеплению и быстрому истиранию нитей мулине.
Чем плотнее переплетение канвы – тем тоньше должна быть игла для свободного прохождения через нее.
Для выбора иглы можно использовать таблицу соответствия канвы к номеру иглы:
Канва Номер иглы
Aida6 18
Aida8 19/20
Aida11 21/22
Aida14 23/24
Aida16 24/25
Aida18 25/26
Aida20 26
Соответствие диаметра иглы ее номеру:
№ иглы №13
№14 №15 №16
№17 №18 №19
Диаметр, мм
2,34 2,03 1,83 1,63 1,42 1,27 1,17
№ иглы №20
№21 №22 №23 №24 №25 №26
Диаметр, мм
1,09 1,02 0,94 0,86 0,76 0,69 0,61
Номер иглы определяет ее диаметр, а длина и внешний вид у разных производителей могут различаться. Оптимальный размер иглы подбирается индивидуально, исходя из критериев удобства. Что касается внешнего вида – определенных рекомендаций естественно нет. Пробуйте, выбирайте – ассортимент достаточно широк.
Некоторые вышивальщицы используют двусторонние иглы, которые позволяют вышивать сразу двумя руками. Такая игла имеет большую длину и ушко посередине. Вышивальщица держит одну руку над закрепленной в раме вышивкой, другую – под рамой, что позволяет избежать лишних движений руками и поворотов иглы.
В последнее время появились иглы, покрытые тонким слоем драгоценного металла – платины или золота. Они более долговечны (не ржавеют и не пачкают ткань) и легко проходят сквозь канву. Очень удобны иглы с позолоченным ушком (сами они хромированные), которые позволяют легко вдевать нитки в ушко благодаря его контрастному цвету.
Не забывайте и об элементарных правилах безопасности: используйте игольницу для хранения игл и наперсток для сохранения пальчиков; не экономьте на качественных иглах, а иглы с зазубринами и дефектами сразу выбрасывайте. И каждая новая вышивка будет в удовольствие.
Удачных Вам работ и правильных иголок!
Усуни (кит. 烏孫) — кочевое племя индоевропейского (индоиранского)[2][3][4][5][6][7] либо тюркского[8][9][10][11][12][13][14][15][16][17][18][19] происхождения, обитавшее в древности на севере современного Синьцзяна, а затем в гуннскую эпоху переселившееся на территорию Семиречья. Историю усуней можно проследить начиная с II в. до н. э.[20]
племенной союзУсунь昆彌
160 год до н. э.[1] — 437 год[1]
СтолицаЧигу-чэнЯзык(и)Усуньский язык (спорно: Индоевропейский или Тюркский)Площадьок. 400 000 км²Населениеок. 630 000Форма правлениямонархия Медиафайлы на Викискладе
Согласно свидетельству Яня Шыгу, усуни отличались от других обитателей Западного края: были среднего роста, имели голубые глаза и рыжие волосы. Глава общества усуней носил титул гуньмо (великий гуньми), а его родичи именовались далу[9]. Столица усуней Чугу-чэн[21] (Кызыл Ангар[уточнить], город Красной долины[10][11][12]) предположительно находилась на берегу Иссык-Куля (современное село Кызыл-Суу — центр Джети-Огузского района Киргизии). Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную[22]. Усуни вели войны с кангюями и гуннами за пастбища[10], имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем[11][12][22]. Общество усуней достигло уровня государственности. Источники упоминают город Усунь. Осёдлые усуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые в юртах[22][неавторитетный источник?].