Вопрос о литературных направлениях и течениях, в том числе о романтизме и реализме, в конце XX — начале XXI века чрезвычайно сложен, дискуссионен, и устоявшихся научных точек зрения еще не выработано. Делаются определенные попытки классификаций этих направлений, в частности, в некоторых работах выделяется так называемый «фантастический реализм». Что же касается литературы в духе фэнтези, приведем в качестве справки выдержку из статьи «Фэнтези» в «Литературной энциклопедии терминов и понятий»:
«В России предпосылки фэнтези возникают в первой трети XIX века с появлением фантастических элементов в повестях Н. Гоголя, А. Погорельского, А. Бестужева (Марлинского), О. Сомова, В. Одоевского. Эта линия была продолжена в начале XX века Л. Андреевым, А. Куприным, В. Брюсовым, позже — А. Грином. Особое место занимают в истории русской фэнтези 1960-е годы, когда были опубликованы (1966—1967) роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и повесть А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (1965). Из современных авторов фэнтези выделяются М. Успенский (трилогия о приключениях богатыря Жихаря, 1997—1998), В. Крапивин с циклом сказочных повестей, С. Логинов (роман «Многорукий бог далайна», 1996). До недавнего времени литературу о невозможном, сверхъестественном относили то к юмористической, то к сатирической фантастике. Лишь в конце XX века стало возможным говорить о формировании отечественной фэнтези».
Поэт — человек, которому ничто человеческое не чуждо. Однако он обладает особым талантом, особым видением жизни, интуицией, порой даром пророчества. Поэт склонен к вдохновению, которое способствует рождению прекрасных поэтических шедевров. «Странный человек» в романтическом понимании означает поэта, отрешенного от реальной действительности, пребывающего в своем творческом воображении либо в рыцарском прошлом, либо в мире мистики. Однако даже в романтический период своего творчества Пушкин всегда был прочно связан с реальностью и воспринимал жизнь с позиций «просто человека». Это его качество в сочетании с исключительной гениальностью и прозорливостью поэта-пророка помогло созданию его значительных в нравственно-философском и художественном отношении произведений лирического и лироэпического родов литературы, а также прекрасных образцов прозы и драматургии.
«В России предпосылки фэнтези возникают в первой трети XIX века с появлением фантастических элементов в повестях Н. Гоголя, А. Погорельского, А. Бестужева (Марлинского), О. Сомова, В. Одоевского. Эта линия была продолжена в начале XX века Л. Андреевым, А. Куприным, В. Брюсовым, позже — А. Грином. Особое место занимают в истории русской фэнтези 1960-е годы, когда были опубликованы (1966—1967) роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и повесть А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (1965). Из современных авторов фэнтези выделяются М. Успенский (трилогия о приключениях богатыря Жихаря, 1997—1998), В. Крапивин с циклом сказочных повестей, С. Логинов (роман «Многорукий бог далайна», 1996). До недавнего времени литературу о невозможном, сверхъестественном относили то к юмористической, то к сатирической фантастике. Лишь в конце XX века стало возможным говорить о формировании отечественной фэнтези».