Чабдар ордунда калыптыр... Султанмурат үйдөн жүгүрүп чыгып, Чабдарга ыргып минди да, балдарга кыйкырды: — Анатай, айылга чап... Кармалбай тез жет... Элди чакыр... Мен ууруларды кууп жетип, алаксыта кармап турам... Тезирээк жете көр... Эркинбек, сен ушуерде бол, эч жакка кетпе... Уктуңбу... Анатай, айылга чап Мен кеттим... жана дүбүрт кеткен тарапка Чабдардын оозун коё берди... Алга, Чабдарым, алга, жан бирге жаныбарым... Кууп жет Ууруларды... Мен жыгылбайм, мен өлбөйм, менден коркпо, өзүңө кубат берсин... — Чурка, жаныбарым... Ылдамыраак, ылдамыраак, Чабдар... Ушунча алыстап кетиштиби... Каерге жетишти экен... Алгала, Чабдарым, алгала... Эки көзүң экөөбүзгө шам болсун, жаныбарым... ч Айтматов
Казалось бы, Жилин и Костылин - люди одного возраста, одного положения, национальности - могли бы быть друзьями. Но дружба невозможна там, где человек руководствуется лишь заботой о себе, не умеет считаться с другими, не хочет брать на себя ответственности. И напротив, дружба возникает между русским офицером и татарской девочкой, народы которых находятся в состоянии войны. Взрослый Жилин искренен с девочкой, видит и уважает в ней человека, сочувствует ей, готов сделать для нее добро, и Дина отвечает ему тем же. К такому построению человеческих отношений и призывает читателей Толстой. Писатель говорит о нравственной ответственности личности, верит в возможность преодоления национальных и прочих преград, если люди научатся искренне уважать друг друга, если они будут строить жизнь на том, что их роднит