Уи́льям О́ккам (или Оккамский) (англ. William of Ockham; ок. 1285, Оккам, графство Суррей, Англия — 1347, Мюнхен, герцогство Бавария, Священная Римская империя) — английский философ, францисканский монах из Оккама[1], маленькой деревни в графстве Суррей в Южной Англии. Сторонник номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью. Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времён.
Самые первые иконы изображали Христа, Богородицу, апостолов. Они создавались как портреты, чтобы запечатлеть на века и сохранить их образы для грядущих поколений — для памяти, для воспоминания. Но первые иконописцы хорошо понимали и то, что красками на доске они дерзают запечатлевать Бога и тех, кто через Него достиг святости. Как, пользуясь земными, материальными средствами живописи, изобразить Бога, как передать тот свет, который от Него исходит? Для этого нужны были особые средства художественной выразительности, которые были продуманы и отобраны таким образом, чтобы передавать не сходство, а глубинную, духовную суть, внутренний свет, исходящий от изображенного и изливающийся на того, кто приближается к иконе, для их общения «в духе», для молитвы. Ведь, в конечном счете, икона не изображает, а являет верующему Бога или почитаемого святого. Западная живопись со времен раннего Средневековья пошла несколько иным путем, сосредоточившись на истории, на событиях и лицах, описанных в Священном Писании. Для них более важной была именно историческая память, воспоминание. Живописные произведения, создававшиеся для украшения храмов и книг, ставили перед собой задачу представить события далекого как можно более ярко и живо, чтобы зритель мог эмоционально «прожить», прочувствовать все то, что некогда происходило на Святой земле. Отсюда страстность живописи, ее осязаемость, «живоподобие». В иконе же, даже когда мастер изображает событие Священной истории, он стремится постичь и донести до зрителя прежде всего тайну Слова, смысл священного текста, лежащего в основе этого события, оставаясь при этом в рамках канонической композиционной схемы, позволяющей безошибочно определять сюжет.
Аргументы «за»
Аргументы «против»
1. Русские крестьяне перенесли в Сибирь свой многовековой опыт пашенного земледелия, научили коренное население выращивать ячмень, пшеницу, гречиху, лук, огурцы, свеклу, капусту и другие сельскохозяйственные культуры. 2. Коренные народы научились многим ремеслам. Стали развиваться кожевенное производство, дере вообработка. 3. Русские солевары наладили производство соли. 4. Появились различные техниче-. ские новшества и приспособления (невод для ловли рыбы, гончарный круги др.). 5. Усовершенствовалась добыча железной руды. 6. Под Нерчинском обнаружили месторождение серебра. 7. Началось строительство городов (Тюмень, Тобольск, Сургут, Нарым, Мангазея, Томск, Красноярск, Якутск, Иркутск и др.). 8. Уменьшились междоусобные войны между местными племенами
1. Царь назначал воевод, которые с помощью военной силы приводили в покорность ненцев, эвенков, якутов и другие народности. 2. С коренных жителей стали собирать налог пушниной — ясак. 3. Росло угнетение малых народов. При сборе ясака людей арестовывали и брали в заложники. 4. Царские прислужники применяли телесные наказания за малейшую провинность, побои часто приводили к тяжелым увечьям. 5. Процветало ростовщичество, спекуляция, вымогательство и взятки. Местных жителей превращали в холопов. 6. Уникальная самобытная культура народов Севера и Сибири забывалась и преследовалась. 7. Появились неизвестные ранее коренным народам болезни (оспа, тиф). 8. Аборигены познакомились с водкой и табаком. 9. Происходило оскудение промысловых угодий