Соціальна роль — це поведінка, очікувана від члена суспільства. Упродовж життя людина виконує різні соціальні ролі, наприклад дошкільняти, школяра, онука, друга, матері, батька, громадянина тощо. Кожен має певні права й обов’язки відповідно до його соціальної ролі. Підлітки, як і всі інші, виконують різні соціальні ролі, зумовлені їхньою діяльністю: навчанням (соціальна роль — учень), дружбою (соціальна роль — друг), заняттям фізичною культурою і спортом (соціальна роль — спортсмен) тощо.
Діти прагнуть зрозуміти, що означає бути дорослими, порівнюють вчинки дорослих і свої. Проте більшість часу підлітки проводять з друзями, наслідують їх. Їм цікаво, як їхні якості, знання і вміння оцінюють однолітки. Товариші співчувають одне одному, діляться радощами і проблемами, які дорослим здаються дріб’язковими. І хоча підлітки часто міняють компанії, таке спілкування допомагає переосмислити власну поведінку. Підлітки постійно порівнюють вчинки дорослих і друзів із засвоєними вже правилами й обов’язками членів суспільства. Спілкуючись із дорослими та однолітками, підліток випробовує різні соціальні ролі, учиться жити в суспільстві. Це основна діяльність перехідного віку, без цього неможливий подальший розвиток.
У сучасному світі існує багато соціальних ролей. Щоб успішно виконувати соціальну роль, варто мати відповідні життєві навички. Життєві навички допомагають ефективно розв’язувати проблеми і долати повсякденні труднощі.
Менталитет, ментальность (фр. mentalité от лат. mentalis - разумный), своеобразный тип мышления, мировидения отдельного человека или какого-либо сообщества. Отражается в специфических представлениях людей о пространстве и времени, природном и социальном окружении, представлениях о самом себе и представителей других групп населения.
Выделяются такие разновидности менталитетов, как первобытный, античный, средневековый, европейский, азиатский, детский, женский, мужской, революционный, тоталитарный, бюрократический, крестьянский, интеллигентский, религиозный и др., а также менталитеты разных уровней - индивидуальный, групповой, коллективный и общенародный (национальный).
Термин "менталитет" впервые употребил американский философ Р. Эмирсон в сер. 19 в. Многоплановое развитие проблемы ментальности получили в работах Г. Лебона, Л. Леви-Брюля, Ж. Лефевра, Л. Февра, Э. Фромма, З. Фрейда, Й. Хейзинга, К. Юнга и др. Особым достижением этих философов, психологов, историков был анализ менталитета представителей различных стран, народов, исторических эпох, социальных, конфессиональных, профессиональных, половозрастных сообществ, выявления роли и влияния на ментальность подсознательных импульсов, биологических, географических, климатических, социальных, культурных и др. факторов.
Менталитет не остается всегда одинаковым, неизменным, а со временем приобретает новые отличительные черты, хотя обычно ментальность меняется более медленно (т.н. инерция менталитета), чем экономическая и политическая жизнь общества.
Менталитет преобладающего большинства людей той или иной национального (этнического) сообщества обычно называется национальным. Поэтому можно отдельно выделять французский, еврейский, польский, русский, украинский, белорусский и иные ментальнос
понятно?
Владимир Владимирович Маяковский — поэт яркий, неистовый, революционный. Тема любви к Родине занимает в творчестве поэта центральное место. Маяковский откликается на все события в стране. Он раскрывает всепобеждающую силу патриотизма. Лирический герой поэта — человек с новой моралью, новым отношением к труду, к народу — он член великого коллектива советских людей.
Тяжела жизнь страны, перешедшей от войны к мирному строительству. За короткий срок нужно преодолеть разруху, голод, холод. И освобожденные от гнета капитализма люди готовы перенести все трудности во имя осуществления реальной мечты о городе-саде, который вырастет на голом месте, воздвигнутый их руками. Маяковский уверен, что осуществление этой мечты — дело недалекого будущего.
Я знаю —
город
будет, Я знаю —
саду
цвесть, когда
такие
люди в стране
советской
есть!
Принадлежностью к коллективу новых людей планеты гордится каждый человек. Горячей любовью к своему Отечеству полны слова лирического героя, высоко поднимающего советский паспорт:
Читайте,
завидуйте.
Я-
Гражданин
Советского Союза.
Источник этой гордости — в сознании исторической революционной роли своей страны, народа.
Москва
для нас
не державный аркан,
ведущий земли за нами,
Москва
не как русскому мне дорога,
а как огневое знамя.
И Маяковский горделиво заявляет о своей принадлежности к многонациональной семье советских народов, взращенной силой и волей партии большевиков.
...только
под знаменем большевиков
воскресла
свободная Грузия.
Да,
я грузин,
забитой
но не старенькой нации.
в ущелье это.
Я —
равный товарищ
одной Федерации
грядущего мира Советов.
“Непобедимым оружием” в будущих классовых битвах называет поэт “солидарность людей, разных языком, но — одинаковых классом”.
Будущий
рядовой
в заграничной роте,
идешь ли пехотой,
в танках ли ящеришься,
помни:
тебе
роднее родни
первая
наша
республика трудящихся!
Поэт искренне радуется каждому достижению своей страны в области сельского хозяйства и промышленности, культуры, в быту, в международных делах. Поэт отмечает, что каждый день рождает новые “чудеса” на родной земле. Но самое большое чудо, рожденное Октябрем,— советский человек, свободный и сильный, преображающий свою землю, проявляющий при этом небывалый героизм. И Маяковский не раз возвращается в произведениях к определению того основного, что (делает советского человека особым, дает ему богатырские силы для свершения подвига:
...главное в нас
это — наша
Страна Советов.
Советская воля.
советское знамя,
советское солнце.
Суть патриотизма советского человека, носителя новых (убеждений, чувств, морали, Маяковский раскрыл в своих многочисленных стихотворениях, особенно ярко и талантливо в стихотворении “Товарищу Нетте — пароходу и чело-реку”.
Маяковского можно принимать или нет, но он наша история, от которой невозможно отказаться и отмахнуться.
Мне бы жить и жить.
сквозь годы мчась.
Но в конце хочу —
других желаний нету
встретить я хочу
мой смертный, час
так,
как встретил смерть
товарищ Нетте.