Сын Кира II — Камбиз продолжил завоевательную политику отца. Он направляет свои войска на завоевание Египта и присоединяет его к Ахеменидскому государству. Но в это время в Персии узнают, что Камбиз пришёл к власти незаконно, убив своего брата — Бардию. Воспользовавшись этим, зороастрийский жрец Гуамата назвал себя Бардией, и его провозгласили царём.
Когда Камбиз возвращался в Персию, в пути его убили сторонники Гуаматы. Однако та же участь постигла и самого Гуамату. В 522 г. до н. э. он был казнён, и на трон посажен один из представителей династии Ахеменидов — Дарий I. Он правил государством с 522 по 486 гг. до н. э.
В первый год правления Дария I в Маргиане вспыхнуло крупное народное восстание против персидских завоевателей. Возглавлял это восстание Фрада. Решающее сражение между персами и восставшими произошло 10 декабря 522 г. до н. э. В этой битве маргианцы потерпели поражение. 55 тыс. человек убитых и более 6 тыс. взятых в плен свидетельствует о масштабе восстания. Сам Фрада был захвачен в плен и в 521 г. до н. э. казнён. Сообщение об этом событии содержится в Бехистунской надписи.
На третьем году своего царствования (519 г. до н. э.) Дарий I совершил поход против саков-тиграхауда. Об этом походе рассказывается в Бехистунской надписи: «Говорит Дарий-царь: затем я с войском отправился против страны саков. Затем саки, которые носят остроконечные шапки, выступили, чтобы дать битву... Затем я наголову разбил саков, а другую часть захватил в плен... Вождя их по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне... Тогда я другого назначил их вождём, как на то было моё желание. Затем страна стала моей».
Однако есть и другая версия о походе против саков-тиграхауда, которую изложил историк Полиен (II в. до н. э.).
В лагерь персов явился пастух Ширак из племени саков. Он был изуродован, покрыт множеством ран, уши и нос у него были отрезаны. Ширак заявил, что так с ним расправились соплеменники, и что он хочет им отомстить. Он взялся провести войско персов по известным ему одному тропам, чтобы вывести их внезапно в тыл саков. Через семь дней пути по безводной пустыне, измученные жаждой, персы поняли, что их обманули. Ширак, которому они угрожали смертью, гордо ответил: «Я выиграл победу, ибо для отвращения бедствия от саков, моих земляков, переморил персов жаждой и голодом».
Персы казнили мужественного пастуха, а поход Дария I против саков закончился неудачей.
Лірычныя адступелнні гучаць напеўнай песняй і помняцца многімі. У іх пісьменнік разважае аб сэнсе жыцця, вечных жыццёвых дарогах чалавека, яго прызначэнні на зямлі, жыцці і смерці. Настальгіяй прасякнуты зварот паэта да дзён свайго маленства і юнацтва. Асаблівай сілай пачуцця вызначаюцца лірычныя адступленні, звернутыя да роднага краю:
Мой родны кут, як ты мне мілы!..
Забыць цябе не маю сілы!
Нс раэ, утомлсны дарогай.
Жыццём вясны мае убогай,
К табе я ў думках залятаю
I там душою спачываю.
У паэме ярка апісваецца ранняя беларуская вясна, летняя спёка, першыя дні восені, калі з палёў звезены хлеб, скошаны лугі, калі ў чырвань апрануты лес, а ў паветры носяцца ніці белай павуціны. Чытаючы радкі з паэмы, перад вачамі паўстаюць непаўторныя малюнкі — усход сонца і летнюю раніцу, бусліны клёкат і спеў жаўрука, квітнеючы лун і пясчаны бераг хуткаплыннасць ракі. У лірычных адступленнях раскрываецца і вобраз паэта, адданага сына народа, які верыць, што «дарожанькі людскія, пуцінкі вузкія, крывыя» злучацца ў адзін прасторны шлях.І Беларусь стане шчаслівай, вольнай краінай, якая знойдзе свой шлях да лепшай будучыні.