После того, как роман вышел в свет, отношение к нему было неоднозначное и разностороннее. Вот что говорит сам Лермонтов о реакции читателей на произведение: «Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых...» Кстати многие читатели восприняли Печорина как отрицательного героя. Ацарь Николай I написал жене: «Это ... самое преувеличенное изображение презренных характеров... Такие романы портят характер... Это жалкая книга, обнаруживающая большую испорченность ее автора». Реакционные критики не нашли в герое ничего русского и утверждали, что он списан у западноевропейских романистов, пытаясь очернить имя Лермонтова. Один из критиков позволил себе после гибели Лермонтова «выразить радость оттого, что автор убит и уже не напишет «второго Печорина». Совсем по иному восприняли роман прогрессивные критики. Например, В. Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени». Писатель-демократ Н. Чернышевский писал: «Лермонтов ... понимает и показывает своего Печорина как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки...»
Отвечая на злобные нападки на его роман и героя, Лермонтов писал в предисловии к роману: «Герой Нашего Времени... точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Лермонтов, изображая такой характера , ставил перед собой необходимую цель сказать обществу горькую правду о современном человеке.
Географический район – часть территории, отличающаяся особенностями исторического развития природы, населения и хозяйства. Географический район включает в себя как компоненты природной среды, так и население и хозяйственную основу территории, в то время как выделение природного района основано на рельефе местности, а экономического района основано на административном и хозяйственном делении. Таким образом, географический район соединяет в себе, и природную, и социально-экономическую составляющую.
Сходство: и в фольклорной или литературной сказке есть элементы вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл. Литературная сказка похожа на народную тем, что в ней действуют те же герои, что и в народных, действуют волшебные силы, есть в ней волшебные предметы и помощники, которые помогают положительным героям одержать верх над злом. В авторской сказке, как и в народной, зло всегда наказано, побеждает добро. Есть зачин, концовка, троекратные повторения, фантастическое место действия, стилистика языка приближена к народному, много устаревших слов, устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).
Различие:
Народная сказка:
1. Автор – народ.
2. Существует в устной форме
3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).
4. Время создания определить невозможно.
5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:
– волшебная;
– бытовая;
– о животных.
Литературная сказка:
1. Автор – конкретное лицо.
2. Создаётся в письменной форме.
3. Внесение изменений не допускается.
4. Время создания сказки известно.
5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.
Отвечая на злобные нападки на его роман и героя, Лермонтов писал в предисловии к роману: «Герой Нашего Времени... точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Лермонтов, изображая такой характера , ставил перед собой необходимую цель сказать обществу горькую правду о современном человеке.