Гондва́на в палеогеографии — древний суперконтинент в южном полушарии, включавший Африку, Южную Америку, Антарктиду, Австралию, Новую Зеландию, а также Аравию, Мадагаскар и Индостан. Образовалась в конце докембрия (750—530 млн л.н.) в результате раскола суперконтинента Родиния.
Лавра́зия — древний континент, северный из двух континентов (южный — Гондвана), на которые распался протоконтинент Пангея в мезозое. Позже, от 135 до 200 миллионов лет назад, Лавразия распалась на Евразию и Северную Америку.
Панталасса (др.-греч. Πᾶνθάλασσα — букв. «всеморе» от παν- «весь», «целый», «каждый» + θάλασσα «море») — гипотетический океан, окружавший, начиная с силурийского периода (443 млн лет назад) палеозоя и до среднего мезозоя (200 млн лет назад) включительно, суперконтинент Пангею и покрывавший около половины земного шара. В настоящее время литосферные плиты Панталассы замещены литосферными плитами под Тихим океаном.
Те́тис (немецкоязычная форма имени греческой богини моря Тефиды — греч. Τηθύς, Tethys[1]) — древний океан, существовавший в эпоху мезозоя между древними континентами Гондвана и Лавразия. Реликтами этого океана являются современные Средиземное, Чёрное и Каспийское моря[2].
Пангея (др.-греч. Παγγαῖα «всеземля», от др.-греч. πᾶν «весь», «целый», «каждый» + Γαῖα «Земля») — сверхконтинент, существовавший в конце палеозоя и начале мезозоя и объединявший практически всю сушу Земли 335—175 млн лет назад — Гондвану, Лаврентию, Балтию и Сибирь. Название предложил Альфред Вегенер (нем. Alfred Lothar Wegener).
И в том, и в другом произведении встречаются мотивы пустыни, обращения к Богу, свободы, но трактуются они по-разному. Пустыня у Лермонтова «внемлет Богу» — это образ тишины, покоя. Ф.И. Тютчев использует ветхозаветное изречение «глас вопиющего в пустыне», означающее напрасный призыв, остающийся без внимания, без ответа — это душа обращается к Богу, но остается без ответа. И свобода поэтами понимается по-разному: лирический герой М.Ю. Лермонтова желает освободиться от прошлого, от воспоминаний, чтобы обрести покой. Мотив «призрачной свободы» у Тютчева отражает разлад человека с природой.