В чем новаторство Толстого в изображении войны? Какое влияние на писателей XX века оказали рассказы Толстого о войне? Что роднит творчество В. Быкова, А. Адамовича
В произведениях Толстого впервые война была показана без высокого героического пафоса, как нечто обыденное, как тяжелая работа. В «Севастопольских рассказах» он показывает переполненный лазарет, удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых. Кровь, грязь, смерть — вот та обстановка, в которой защитники Севастополя честно, без лишних слов выполняли свой тяжкий труд.
Толстой открыл для литературы проблему «человек на войне». Он изображает «будничных людей, спокойно занятых будничным делом». А дело это — война «в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти».
Он первый показал войну как безумие. В рассказе «Севастополь в мае» есть поразительная сцена. Объявлено перемирие, чтобы убрать трупы. Солдаты воюющих между собой армий «с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим». Завязываются беседы, слышатся шутки, смех. А между тем десятилетний ребенок бродит среди убитых, собирая голубые цветы. И вдруг с тупым любопытством он останавливается перед обезглавленным трупом, разглядывает его и в ужасе бежит прочь. «И эти люди — христиане... — восклицает автор, — не упадут с раскаянием вдруг на колени... не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная и невинная кровь и слышатся стоны и проклятия». Толстой наблюдает, как война выявляет в человеке не только благородные чувства, но поднимает со дна души самое гадкое и низменное — властолюбие, корысть, эгоизм. Он создает целую галерею «маленьких Наполеонов», с их тщеславием и показным геройством.
Влияние рассказов Толстого на литературу XX века является первостепенным. Все, что было написано о войне в XX веке, создано под влиянием Толстого. Не только русские и советские писатели М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов, А. Солженицын, но и зарубежные А. Барбюс, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк писали о войне, опираясь на открытия Толстого.
Белорусские писатели В. Быков и А. Адамович также не избежали влияния военной прозы Толстого. В их произведениях война показана буднично, через судьбы простых людей. В повестях В. Быкова одно из центральных мест занимает проблема верности и предательства. Почему человек совершает подвиг? Почему становится предателем? Проблема нравственного выбора человека на войне впервые была поставлена Толстым в «Севастопольских рассказах».
А. Адамович соединил в себе художника и ученого. Беспристрастными документальными исследованиями являются произведения «Я из огненной деревни» (в соавторстве с Я. Брылем и В. Колесником) и «Блокадная книга» (вместе с Д. Граниным). Книга «Я из огненной деревни» основана на воспоминаниях белорусских крестьян, выживших во время уничтожения немцами деревень Белоруссии. Художественные повести Адамовича также показывают войну без прикрас — даже шокирующе откровенно Так, повесть Адамовича «Каратели» — кровавая хроника уничтожения батальоном гитлеровского карателя Дирлевангера семи мирных деревень. Такая обнаженная правда о войне впервые была сказана Толстым.
Одну причину назову точно. Уже в XIII-XIV веках существенным образом меняется экономический облик западноевропейских государств. На месте прежних деревень выросли города. Вместе с ними упрочиваются торговые связи между областями всей страны. Интересы королей и городов во многом совпадали. Короли хотели единства страны. Города еще больше нуждались в нем: оно обеспечивало безопасность дорог, широкие рыночные связи, единую и полноценную монету. Короли добивались ограничения власти вассалов. Того же хотели и города. На этой основе возникает неписаный, но вполне реальный договор: города дают королям деньги и солдат, короли обеспечивают городам защиту от феодальных притеснений. А вот почему в Англии централизованное государство возникло раньше... Наверное, сказалось географическое положение - островное: Англия была надежно защищена в то время от вражеских нападений. А такой покой дорогого стоит! Да и феодалы здесь поубивали друг друга в войне Алой и Белой розы, некому стало королям перечить... (но это больше шутка). А вот если Францию взять, то ее же просто изувечили в ходе Столетней войны - и англичане, и свои... Раны пришлось долго залечивать!
Одну причину назову точно. Уже в XIII-XIV веках существенным образом меняется экономический облик западноевропейских государств. На месте прежних деревень выросли города. Вместе с ними упрочиваются торговые связи между областями всей страны. Интересы королей и городов во многом совпадали. Короли хотели единства страны. Города еще больше нуждались в нем: оно обеспечивало безопасность дорог, широкие рыночные связи, единую и полноценную монету. Короли добивались ограничения власти вассалов. Того же хотели и города. На этой основе возникает неписаный, но вполне реальный договор: города дают королям деньги и солдат, короли обеспечивают городам защиту от феодальных притеснений. А вот почему в Англии централизованное государство возникло раньше... Наверное, сказалось географическое положение - островное: Англия была надежно защищена в то время от вражеских нападений. А такой покой дорогого стоит! Да и феодалы здесь поубивали друг друга в войне Алой и Белой розы, некому стало королям перечить... (но это больше шутка). А вот если Францию взять, то ее же просто изувечили в ходе Столетней войны - и англичане, и свои... Раны пришлось долго залечивать!
Толстой открыл для литературы проблему «человек на войне». Он изображает «будничных людей, спокойно занятых будничным делом». А дело это — война «в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти».
Он первый показал войну как безумие. В рассказе «Севастополь в мае» есть поразительная сцена. Объявлено перемирие, чтобы убрать трупы. Солдаты воюющих между собой армий «с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим». Завязываются беседы, слышатся шутки, смех. А между тем десятилетний ребенок бродит среди убитых, собирая голубые цветы. И вдруг с тупым любопытством он останавливается перед обезглавленным трупом, разглядывает его и в ужасе бежит прочь. «И эти люди — христиане... — восклицает автор, — не упадут с раскаянием вдруг на колени... не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная и невинная кровь и слышатся стоны и проклятия». Толстой наблюдает, как война выявляет в человеке не только благородные чувства, но поднимает со дна души самое гадкое и низменное — властолюбие, корысть, эгоизм. Он создает целую галерею «маленьких Наполеонов», с их тщеславием и показным геройством.
Влияние рассказов Толстого на литературу XX века является первостепенным. Все, что было написано о войне в XX веке, создано под влиянием Толстого. Не только русские и советские писатели М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов, А. Солженицын, но и зарубежные А. Барбюс, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк писали о войне, опираясь на открытия Толстого.
Белорусские писатели В. Быков и А. Адамович также не избежали влияния военной прозы Толстого. В их произведениях война показана буднично, через судьбы простых людей. В повестях В. Быкова одно из центральных мест занимает проблема верности и предательства. Почему человек совершает подвиг? Почему становится предателем? Проблема нравственного выбора человека на войне впервые была поставлена Толстым в «Севастопольских рассказах».
А. Адамович соединил в себе художника и ученого. Беспристрастными документальными исследованиями являются произведения «Я из огненной деревни» (в соавторстве с Я. Брылем и В. Колесником) и «Блокадная книга» (вместе с Д. Граниным). Книга «Я из огненной деревни» основана на воспоминаниях белорусских крестьян, выживших во время уничтожения немцами деревень Белоруссии. Художественные повести Адамовича также показывают войну без прикрас — даже шокирующе откровенно Так, повесть Адамовича «Каратели» — кровавая хроника уничтожения батальоном гитлеровского карателя Дирлевангера семи мирных деревень. Такая обнаженная правда о войне впервые была сказана Толстым.