Афинские граждане имели исключительное право владеть землей, домом, помещением для мастерской. Такая собственность принадлежала всей общине граждан. Афинянин не имел права продать землю жителю другого полиса. Только гражданин мог купить землю в Афинах.
Афины были заинтересованы в труде тех мастеровых и талантливых людей, которые не
были гражданами. Эти люди наделялись правами метеков, т. е. могли владеть рабами, занимались торговлей и ремеслом. Метеки платили подушный налог, служили в ополчении, но не имели прав, которые были у афинских граждан.
Перикл ужесточил доступ в состав афинских граждан. Он провел закон, по которому гражданином считался только тот, у кого отец и мать были афинянами. Пять тысяч человек были осуждены на продажу в рабство за незаконное присвоение гражданских прав.
Ситуация начала существенно меняться в xviii в., когда возникла устойчивая тенденция критического отношения к культуре. у истоков этой тенденции стоял французский философ ж.-ж. руссо, который выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией. он также провозгласил лозунг о «возврате в природу».по другим мотивам, но еще более критически оценивал западную культуру ф. ницше. свое отношение он объяснял тем, что в современной ему культуре господствуют наука и техника, не оставляющие места для искусства. он заявлял: «чтобы не умереть от науки, у нас остается искусство». в начале xx в. австрийский психолог 3. фрейд находит новые основания для критики культуры. он смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов — сексуального (инстинкт эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт танатоса, или смерти). культура, согласно концепции фрейда, своими нормами, ограничениями и запретами подавляет сексуальный инстинкт и потому заслуживает критической оценки.в 1960-70-е гг. на западе широкие масштабы приобрело движение контркультуры, объединявшее в своих рядах радикальные слои молодежи и студенчества, опиравшиеся на идеи руссо, ницше, фрейда и его последователей, в особенности на идеи философа г. маркузе. движение выступало против распространяющихся ценностей массовой культуры и массового общества, против фетишизации науки и техники, а также против основных идеалов и ценностей традиционной буржуазной культуры. одной из главных целей движения провозглашалась «сексуальная революция», из которой должна возникнуть «новая чувственность» как основа подлинно свободного человека и общества.резко отрицательное отношение к культуре демонстрируют некоторые тоталитарные идеологии. в качестве примера в этом отношении можно указать на фашизм. широкую известность приобрела фраза одного из героев нацистского писателя поста, который заявлял: «когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за свой пистолет». для обоснования подобной позиции обычно используется уже знакомая ссылка на то, что культура якобы подавляет здоровые инстинкты человека.основные функции культурынесмотря на примеры критического отношения к культуре, она играет огромную положительную роль. культура выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование человека и общества невозможно. главной из них является функция социализации, или человекотворчества, т.е. формирования и воспитания человекакультура — неотъемлемое свойство человекаоднако представления о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными. сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний слишком необъятен. в то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли. основные характеристики такого человека остаются теми же: знания и компетенции, объем и глубина которых должны быть значительными, и умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством. к этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. сегодня культурный человек должен знать иностранные языки и владеть компьютером
Первая мировая война была развязана всеми колониальными странами одновременно, так как причиной ее было не защита интересов слабых народов и себя, а желание расширить свои территории или колониальные владения, усилить влияние в Европе и на других континентах.
Так, Австро-Венгрия хотела подчинить усиливавшуюся Сербию, ослабить позиции России на Балканах. Германия стремилась присоединить приграничные территории Франции и Бельгии, Прибалтику и другие земли в Европе, а также расширить свои колониальные владения за счёт английских, французских, бельгийских колоний. Франция противостояла натиску Германии и по меньшей мере хотела вернуть захваченные у неё в 1871 г. Эльзас и Лотарингию. Британия боролась за сохранение своей колониальной империи и желала ослабить набравшую силу Германию. Россия отстаивала свои интересы на Балканах и Чёрном море и вместе с тем была не прочь присоединить находившуюся в составе Австро-Венгрии Галицию.
Афины были заинтересованы в труде тех мастеровых и талантливых людей, которые не
были гражданами. Эти люди наделялись правами метеков, т. е. могли владеть рабами, занимались торговлей и ремеслом. Метеки платили подушный налог, служили в ополчении, но не имели прав, которые были у афинских граждан.
Перикл ужесточил доступ в состав афинских граждан. Он провел закон, по которому гражданином считался только тот, у кого отец и мать были афинянами. Пять тысяч человек были осуждены на продажу в рабство за незаконное присвоение гражданских прав.