В 1323 г. Гедимин перенес столицу государства в Вильно (современный Вильнюс — столица Литовской Республики). О возросшей роли руководителя государства свидетельствовала смена его титула.
Возрождение русского города после ордынского разорения началось примерно с конца XIV в. На протяжении XV-XVI вв. наблюдается рост посадов старых городов и возникают новые поселения городского типа. К началу XVI в. на карте страны насчитывалось 130-140 городов, но их размеры и статус были различными. Доля крупных тор-гово-ремесленных центров по-прежнему была невелика, большинство городов представляло собой небольшие укрепленные крепости.
Политическое положение российского города было крайне тяжелым. Городская земля считалась государевой. Управляли городами не представители местной элиты, а присылавшиеся из Москвы великокняжеские наместники, которым были чужды интересы горожан. Население было практически беззащитно перед произволом властей. Можно было безнаказанно его обирать, вводить разнообразные повинности, осуществлять массовые переселения и т. д. Механизмов воздействия на власть не было, поэтом)' единственным способом добиться выполнения своих требований были бунты и восстания.
В западной европе , средневековые поселения на начальном этапе их существования характеризовала исключительная зависимость от географического расположения. Основными предпосылками выбора места для будущего поселения были соображения удобства и безопасности, предоставлявшихся особенностями ландшафта местности. Естественную защиту могли давать возвышенности, водные пространства, болота - словом, все, что могло образовать естественную преграду для потенциального агрессора. Привычные оборонительные сооружения, созданные руками человека, - стены, башни, рвы, валы и т.д. - возникали позже и не столько отделяли город от естественного окружения, сколько усиливали его естественный оборонительный потенциал.
Доисторические люди считали окружающий мир единым живым существом, огромным и непонятным.
Народы, чей уровень развития был более высок( древние египтяне и греки), получали возможность путешествовать в дальние страны и видели, что на свете существуют не только горы, или степи, или леса. Они представляли себе Землю в виде плоского диска или высокой горы, окруженной со всех сторон бескрайним морем.
У древних индийцев существовала легенда о том, что плоскость Земли не просто парит в небе или плавает в мировом океане, а покоится на спинах трех гигантских слонов, которые, в свою очередь, стоят на панцире черепахи.
В Древнем Китае считали, что Вселенная подобна яйцу, расколотому пополам.
В представлениях древних обитателей Американского континента время и пространство представляли собой единое целое и обозначались одним и тем же словом «пача».
Более двух тысяч лет назад древнегреческие математики Пифагор, а за ним Аристотель, разработали теорию шарообразной Земли, которая, по их мнению, была центром Вселенной.