Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировалось в перод IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки. В перечень строительных сооружений Рима необходимо включить и культовые сооружения: храмы, алтари, гробницы. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Во всем древнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по мастерству инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, размаху строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и несущие конструкции. Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам. Но благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место стремлению возвеличить власть императоров и военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений. Разнообразие сооружений и масштабы зодчества в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с древней Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение задач с старой техники стало невозможным: в Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение новые конструкции — из кирпича бетона, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и — что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы па плечи рабочих-рабов с низким уровнем квалификации.
На самом деле, люди научились измерять время задолго до появления механических часов. Первыми простейшими часами стали солнечные часы.
Устройство солнечных часов включало лишь гномон и циферблат. По изменению длины и движению тени от гномона определяли время. Основным ориентиром в сутках был полдень – момент, когда Солнце максимально возвышалось над горизонтом, а гномон – любой вертикально стоящий штырь, отбрасывал наименьшую тень. На протяжении многих тысяч лет полдень являлся универсальной точкой отсчета времени. Ночью время определяли по положению звезд. С IX века людям в этом ноктурлабиум – итальянское астрономическое при , которое, зная текущую дату, позволяло определить время по расположению звезд относительно Полярной звезды.
Учитывая, что далеко не каждый житель средневековья был произвести такие расчеты, а также то, что Полярная звезда видна лишь в Северном полушарии планеты, то при было довольно несовершенным и недоступным большинству населения.
Первый механический прибор для измерения времени суток был изобретен в Китае в 725 году. Он попал Европу благодаря арабам в начале XIV века и имел только часовую стрелку. Минуты и секунды тогда не измерялись вообще.
Такие часы устанавливали на городских башнях и, несмотря на не точность определяемого времени, оно было доступно каждому жителю города и не зависело от Солнца.
Тем не менее, за начало отсчета был взят солнечный полдень. Такая традиция сохранилась и сегодня.
Нужно сказать, что до появления механических часов использовались водяные, песочные и огненные часы. Все три вида приборов были известны с III тысячелетия до н.э. и оставались распространены вплоть до XVI века.