Объединение русских земель вокруг Москвы (XIV-XVI вв.)
Дата |
Название события |
Особенности события |
1325 - 1340 |
Правление Ивана Калиты |
1.Иван Калита – московский князь и всея Руси, богатый, хитрый, собиратель русских земель. Кошель с деньгами. 2. Пётр – митрополит, современник Калиты |
1359 – 1389 1378 1380 1382 |
Правление Дмитрия Донского |
Войны с Тверью – победа Москвы. Войны с Литвой ( набеги литовцев) - победа Москвы. Борьба с ордынцами битва нареке Воже,Куликовская битва – победа Москвы, набегТохтамыша – разорение Москвы. |
1380 |
Куликовская битва |
Причины: возвращение выплаты дани, сохранение зависимости Руси, укрепление влияния Мамая. Последствия: разгромлены основные силы татар, восстановлена вера народа в свои силы, окрепло убеждение в необходимости объединения, усилились позиции Москвы. |
1389 – 1425 1410 |
Правление Василия1 Грюнвальдская битва |
Поход на РусьТимура (Тамерлана(дошёл до Ельца и повернул назад) Распад Золотой орды на ханства: Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское. Попытка прекратить выплату дани Орде - набег хана Едигея.(Москва выстояла). Отстояла земли от посягательств литовского князя Витовта Польско – литовское войско сражалось с Тевтонским Орденом. В составе войска сражались смоленские полки. Войско Ордена было разгромлено. |
1425 – 1462 1439 1448 |
Правление Василия I Флорентийская уния Начало автокефалии русской православной церкви |
1.Феодальная война за московский престол, в которой участвовали : Василий2 и его сторонники ( с одной стороны) и Юрий Дмитриевич и его сыновья – Василий Косой, Дмитрий Шемяка, Дмитрий Красный ( с другой стороны). победил ВасилийII, благодаря поддержке москвичей. 2. Участие русскогомитрополита Исидора во Флорентийской униимежду православной и католической церковью. Василий 2 отказался принять унию, в результате русская православная церковь сталаавтокефальной, то есть самостоятельной. Это провозгласил церковный собор. |
1462 - 1505 |
Правление Ивана III |
1.Присоединение к Москве крупных территорий -Новгорода, -Тверского княжества - Вятской земли 2. Ликвидация мелких княжеств и уделов 3. возникновениепоместий и формирование новогосословия - дворянства 3.Продвижение в верховья Камы( Пермь вошла в состав Московского государства) 4. Перестройка московского Кремля( из красного кирпича, внутри строили храмы: Успенский, Архангельский, Грановитая палата) 5. В 1490 году состоялся церковный собор, осудивший еретиков (“стригольников”, “ жидовствующих”), предводители были сожжены на кострах 6.Принят Судебник(введение “Юрьего” дня Ликвидировано монголо-татарское иго (стояние на Угре). 7. Прошли 2 успешныевойны с Литвой(Вошли в состав Руси: Воротынское княжество, Вязьма, Северская Украина) 8. Укрепление позиций в Прибалтике –строительство Ивангорода |
1505 – 1533 1510 1521 1514 |
Правление Василия III |
1. ПрисоединеиеПскова 2. ПрисоединениеРязани. 3. ПрисоединениеСмоленска. 4. Спор иосифлян (за монастырское землевладение, за беспощадные казни еретиков, за беспрекословное повиновение светской власти) и нестяжателей (против монастырского землевладения, за перевоспитание еретиков, против угодничества светской власти). Московские власти поддержали иосифлян 5. Разработка теории – “ Москва – Третий Рим” |
Оценивая исторический путь России, славянофилы пришли к выводу, что Россия – самобытная страна и у нее может быть только свой особенный путь развития, ни на кого не похожий. Уникальность исторического пути они видели в отсутствии противоборства социальных групп, в крепком сословном построении общества, в существовании крестьянской общины, в православии.
Отношение к реформам Петра 1 у славянофилов было крайне отрицательное. По их мнению, Петр 1 расколол страну на два чуждых лагеря. Один – русское крестьянство, основание всего общественного здания страны. Другой – чиновничество, дворянство, интеллигенция. Славянофилы считали, что Петр 1 нанес вред России своей политикой европеизации, навязал чуждые, противоречащие исконному народному духу, порядки, нормы и обычаи.
Западную культуру славянофилы считали чужеродной, призывали к изучению русской народной культуры, его быта. При этом славянофилы не были противниками технического процесса, понимали необходимость усовершенствования условий труда, поддерживали развитие торговли, промышленности, банковского дела, но при этом, говорили, что государство должно поддерживать отечественных купцов и промышленников.
Славянофилы отрицали необходимость парламентских учреждений европейского образца. Власть монарха должна оставаться незыблемой, независимой ни от каких конституций. Предлагали возродить земские соборы как органы народного волеизъявления.