Положительные | Отрицательные |
---|---|
Из общины выделилось до четверти хозяйств, усилилось расслоение деревни, сельская верхушка давала до половины рыночного хлеба | От 70 до 90 % вышедших из общины крестьян сохранили связи с ней, основную массу составляли трудовые хозяйства общинников |
Из Европейской России переселилось 3 миллиона хозяйств | Вернулось обратно в Центральную Россию 0,5 миллиона переселенцев |
4 миллиона десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот | На крестьянский двор приходилось 2-4 десятины, при норме 7-8 десятин |
Стоимость сельскохозяйственных орудий увеличилась с 59 до 83 рублей на один двор | Основное сельскохозяйственное орудие – соха (8 миллионов штук), 52 % хозяйств не имели плугов |
Потребление суперфосфатных удобрений выросло с 8 до 20 миллионов пудов | Минеральные удобрения применялись на 2 % посевных площадей |
За 1890-1913 гг. доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 рублей в год | В 1911-1912 гг. страну поразил голод, охвативший 30 миллионов человек |
Цели реформы |
Итоги реформы |
“Успокоение” страны |
Добиться не удалось: сохранилось малоземелье крестьян, противоречие между крестьянами и помещиками; началась “вторая социальная война” в деревне; озлобленность вернувшихся переселенцев, конфликты между переселенцами и местными жителями. |
Создание слоя земельных собственников - социальной и экономической опоры монархии. |
Этот процесс только начался и после смерти Столыпина замедлился. |
Продолжение процесса модернизации |
Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорился. |
Большое место в художественной литературе занимают лирические произведения. Они, как правило, не посвящаются событиям и людям, а раскрывают эмоциональное состояние человека (тоску, грусть, печаль или радость). Лирика показывает красоту внешне незначительных предметов, ее нужно уловить и объяснить.
Примером лирической поэзии А. Блока является цикл стихотворений "О прекрасной даме". Он создавался на протяжении двух лет. Все произведения посвящены друзьям поэта.
В. Соловьев духовное начало связывал с понятием красоты. Прекрасная дама у Блока - символическое значение утонченной, прекрасной, духовной сущности мира. Говоря в письмах к Андрею Белому о Ней, поэт имел в виду Душу Мира, Вечную Женственность, которая в его стихах представала в образе Прекрасной Дамы. Ее образ в лирике юного поэта символизировал неразрывность его любви к красоте земной женщины и красоте Вечной Женственности, знаменовал гармонию природы и культуры, чувственного и духовного восприятия мира.
Блок до конца своих дней оставался верен идеалу Прекрасной Дамы, ее отсветы и отзвуки чувствуются в образах Коломбины, Незнакомки, Кармен, Катьки из "Двенадцати" и, конечно, Руси, России. Поэт обращается к ее образу как к неуловимой, недосягаемой мечте, которой можно любоваться, созерцать ее в душе. По мнению Блока, видеть можно не только глазами, надо уметь видеть духовным взором.
В стихотворениях этого поэта нет конкретных образов ни женщины, ни лирического героя. Нет его конкретных поступков, и переживания его неуловимы. Все образы лишь создают конкретную ситуацию. Лирический герой в своем стремлении найти нравственную опору готов верить любому обману. Таким желанным обманом и становится для него Прекрасная Дама. Это прослеживается во всех стихотворениях Блока, в том числе в "Незнакомке".
Ее образ размыт и неконкретен:
...Девичий стан, шелками схваченный,
Б туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна...
Мир "прекрасной незнакомки", которая с такой простотой находится в обществе "смертных", противопоставляется миру пошлой обыденности, в котором:
...рядому соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
"In vinto veritas!" кричат...
Лет пять тому назад, на дороге из Москвы в Тулу, пришлось мне просидеть почти целый день из-за недостатка лошадей. Я возвращался домой и имел неосторожность отправить свою тройку вперед. Смотритель на все мои жалобы и отвечал отрывистым ворчанием, в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков. Я раза три уже принимался пить чай, несколько раз пытался заснуть, прочел все надписи на окнах. С холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса, но вот зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом.