Говоря о беде, обрушившейся на родную землю, К. Симонов вспоминает о женщинах и стариках. Это неспроста. Мужчины, они сильные, им на роду написано защищать свою страну, воевать на передовой. А что есть родная страна? Это не просто территория, обведённая на карте. Это все те, кто остался в тыле, те, кого надо защищать: женщины, старики, дети. Причём они не просто остались в тылу и, сложив руки, ждут победы. Нет, вся тяжесть тыловых работ (промышленность, снаряжение фронта, лечение раненых, пропитание семьи и многое- многое другое) легла именно на плечи женщин и стариков. Поэтому, говоря о войне, нельзя говорить только о воинах, обязательно нужно вспомнить и тружеников тыла.
От имени мальчика Астафьев пишет, что дети провели день «интересно и весело». Но сам автор не считает, что день, когда не было сделано ни одного полезного дела, когда «за некрасивый вид» растерзали рыбину, пуляли камнями в птиц и подшибли стрижа, можно назвать весёлым. От имени ребёнка автор называет этот день весёлым, но таким образом призывает читателей подумать, так ли это.
С утра дети пошли на увал брать ягоду. Сначала они собирали молча, но потом им это надоело, они стали дразниться, драться, съели все ягоды. Затем брызгались в речке, ловили подкаменщика, потом растерзали его на берегу. Подбили стрижа и похоронили его в гальке, скоро забыв о птичке. Затем они забегали в устье холодной пещеры, хвастались друг перед другом. Санька пугал своих братьев и сестёр. Затем левонтьевские ушли домой, а мальчика оставили одного в тайге и без ягод, зная, что его дома накажут.