чёные заметили, что энергия не может появляться вдруг и не может исчезать бесследно. Этот самый важный в природе закон получил название закона сохранения энергии.
Энергия в природе никогда не исчезает и не появляется вдруг. Она может изменяться и переходить из одной формы в другую.
В сказках волшебники строят дворцы за одну ночь. В жизни людям приходится тратить на это много энергии и сил. Например, Кёльнский собор люди возводили 800 лет. Представь, сколько сил пришлось на это затратить!
Если энергия не исчезает, а превращается из одной формы в другую, значит, можно всю жизнь использовать одну и ту же батарейку? К сожалению, нельзя. Люди издавна хотели изобрести вечный двигатель, который не требовал бы заправки горючим. Но учёные установили следующее правило
Энергия, превращаясь из одной формы в другую, рано или поздно переходит в тепло. А тепло хотя и не исчезает совсем, но рассеивается в пространстве.
Горячий чайник без подогрева остывает. И никто не может собрать всё тепло снова. Приходится включать плиту и вновь нагревать чайник. Но для этого нужно расходовать энергию газа или электричества.
И Земля тоже может терять тепло и остывать. А на остывшей планете станет так же холодно, как в космосе. Как мы будем тогда жить? Не бойся! Земля не остынет, потому что на неё каждый день попадает солнечная энергия.
Растения с энергии Солнца превращают воду, углекислый газ из воздуха и питательные вещества из почвы в органические вещества — пищу для всех живых организмов на Земле. Поэтому полезно запомнить ещё одно важное правило.Энергия Солнца участвует и в таком важном процессе, как круговорот воды. Нагревая водоёмы, солнечная энергия заставляет воду испаряться, а потом охлаждаться в облаках и выпадать вниз. Но почему же вода не остаётся в облаках, а падает обратно на Землю в этом знакомая тебе сила тяготения Земли. Под действием этой силы выпадает дождь, текут в океан реки.
Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:
• эволюционной теории,
• органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),
• учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.
По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:
рост, увеличение в объеме,
усложнение структуры,
дифференциация функций,
рост взаимодействия структуры и функций,
возможность временного существования частей при расстройстве.
Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:
• интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.
• дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.
Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:
Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.
Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.
Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.
Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.