В январе 1813 г. русские войска перешли границу. Был подписан договор о совместных действиях России и Пруссии (Шестая антифранцузская коалиция, позже к ней присоединилась Австрия). Союзники подошли к Эльбе. Здесь М. И. Кутузов простудился, заболел и 16 апреля 1813 г. скончался.
В начале правления Александра I Россия сохраняла нейтралитет. Но после похищения и расстрела представителя династии Бурбонов — герцога Энгиенского, ложно обвиненного в подготовке покушения на Наполеона, Александр I предложил создать новую (Третью) коалицию против Франции.
Действия союзников были неудачны. Уже в октябре 1805 г. французские войска окружили австрийскую армию под Ульмом и вынудили ее сдаться. Командовавший русской армией генерал М. И. Кутузов, шедший на помощь австрийцам, вынужден был начать отступление. Силы русских насчитывали 35 тыс. человек против 150-тысячной армии Наполеона. Наполеон попытался окружить русские войска при Кремсе, но потерпел поражение. Вскоре численность русско-австрийских войск возросла, и Александр I решил дать сражение, но 20 ноября 1805 г. в битве при Аустерлице союзные войска потерпели поражение.
Сильной стороной было наличие сильного императора, армии и поддержка церкви. Слабой стороной стали размеры империи, что привело к назначению графов и маркграфов, которые обладали значительной долей самостоятельности и могли начать борьбу за свою независимость.
В Византийской империи христианская церковь занимала главенствующую роль. Христианская церковь и государство стали действовать в тесном союзе. Считалось, что император-христианин и Церковь совместно управляют сообществом верующих, чтобы подготовить мир ко второму пришествию Иисуса Христа.
Христианская Церковь стала частью государственного устройства. Император стал зависим от духовенства. «Хороший» император должен был советоваться о важнейших делах с духовенством, прежде всего с патриархом Константинопольским.
В империи Карла Великого епископов и аббатов Карл назначал и смещал по собственному разумению, не спрашивая на то согласия папы. Он считал, что о Церкви должен заботиться сам император, получивший власть по воле Бога.