- выгодное природно-географическое положение Москвы. Она находилась на перекрестке торговых путей, защищена лесами, болотами. От Литвы ее защищала территория Тверского княжества; от монголо-татар – Рязанского, Переяславского и Владимирского. Здесь были сравнительно плодородные земли, и издавна велось пашенное земледелие.
- активная, гибкая и дальновидная политика первых московских князей.
- поддержка со стороны церкви.
В начале XIV века феодальная раздробленность на Руси достигает наивысшей точки. Постепенно начинается собирание земель вокруг одного из центров северо-востока в единое государство. Центром объединения стала Москва
Орда постоянно стремилась разжигать вражду между русскими князьями, боясь укрепления одного какого-нибудь центра. В то же время отдельные князья сами прибегали к помощи Орды, чтобы укрепить свои позиции в борьбе с более сильными соперниками.
В годы правления Ивана Калиты (1325-1340), сумевшего в 1332 г. добиться признания в Орде единоличной власти над всей Русью, был получен от хана ярлык (право собирать дань с русских земель в пользу Орды), что обеспечило Московскому княжеству и другим землям длительную передышку от ордынских вторжений. Иван Калита поддерживал мирные отношения с ханами, «откупался» от них данью и выражением покорности. Деньгами и лестью И. Калита расположил к себе ханов Золотой Орды, и ханы отменили баскачество. Он воевал с другими княжествами за расширение территории. При Иване Калите началось «собирание земли русской». При нем Москва стала политическим и религиозным центром Руси.
Внук Ивана Калиты – Дмитрий Донской поднялся на открытую освободительную борьбу с ханами Золотой Орды. Он выиграл Куликовскую битву (1380 г.) и за эту победу был наречен Донским. На Куликовом поле были разгромлены главные силы Орды.
После Куликова поля Москва была признана на всей территории Руси как центр, складывающегося единого государства, а Великий князь Московский – сильнейшим и влиятельнейшим правителем Руси.
Ярослав Мудрый был образованным правителем, много читал, считал образованность народа делом «благим», которое укрепляет государство.
Просвещение было жизненно необходимо для Руси, так как она имела очень молодую и неразвитую культуру. Ее удаленность от духовных и экономических центров мира создавала печальную перспективу замкнутости и одичания. Поэтому Ярослав налаживал связи со всеми странами, тепло принимал послов, старался перенять все достижения христианских цивилизаций, особенно заботясь о распространении духовной литературы.
Из южнославянских стран стали прибывать священники - греки, болгары, сербы. Они привозили с собой церковную утварь, древнюю религиозную литературу, богослужебные книги, которые начали переводить на славянский язык. Появились книжники, специализировавшиеся на переписывании книг. Одновременно народ начали обучать грамоте - христианская Церковь стала просветительницей Руси.
Ярослав основал большую публичную библиотеку. К его времени относится древнейшая русская рукопись Евангелия (так наз. Остромирово Евангелие). Он выдавал специальные пособия священникам для проповеди народу, создал школу для боярских детей а так же школы «для людей всякого состояния» Чтобы обеспечить потребность русских церквей в книгах, Ярослав создал в Киеве при Софийском соборе скрипторий-мастерскую для переписывания книг.
В Софийском соборе действовала своеобразная библиотека могла насчитывать до 1000 томов редких книг. В Софийской библиотеке работали древнерусские книжники - священники-богословы, летописцы, древнейшие русские писатели и ученые.
Возникали школы и при других церквях и монастырях.
Ярослав Мудрый издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Иллариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Илларион стал первым русским митрополитом.
Именем Ярослава Мудрого назван город Ярославль.