Все из нас твердо знают одну азбучную истину — современный мир создан Западом. Европейцы покорили огромные континенты, открыли и заселили доселе неизвестные земли. Европейцы создали современную науку и медицину, которые проложили путь к технической революции и взрывному росту населения. Европейцы создали политические системы и институты которыми до сих пользуются все передовые страны мира. От Аляски и до Антарктиды, от Калифорнии до Канарских островов — везде возвел свои форпосты белый человек. Европейская цивилизация выиграла битву за историю, переписав ее под себя. Возвышение Европы началось много тысяч лет тому назад. Важнейшей причиной тому оказалась банальная география — близость расселения европейских народов к первым очагам человеческой цивилизации на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье. Стремительное проникновение оттуда в Европу сельскохозяйственных культур и новых технологий по оси «Восток-Запад» дало ее обитателям хороший стартовый задел для будущего величия. Квинтэссенцией этого величия стала Римская Империя — европейское супергосударство, интеллектуальная жемчужина Древнего мира, построенная на мощной экономике и железной поступи марша армейских легионов.
Сила Римской Империи, раскинувшейся по огромным пространствам Евразии и Северной Африки в то же время стала и ее проклятием. Орды кочевников, пришедшие с Востока, сокрушили ее в течение каких-то ста лет. Крепостные стены приграничных фортов были бессильны против ярости степей — нашествие варваров могло бы задержать только серьезное естественное препятствие, вроде больших морских проливов или непроходимых горных хребтов. Ни того, ни другого у римлян не было. Рим пал, а вместе с ним рухнул самый грандиозный проект общеевропейского объединения.
Гибель Римской империи определила историческую траекторию развития Европы на много веков вперед. Возникшие на ее осколках варварские королевства постепенно дробились на все более и более мелкие образования. Все будущие попытки объединить европейцев под единым флагом были недолговечны и неизменно терпели крах — будь то Карл Великий, Наполеон, Гитлер или современный «Евросоюз». От феодальных княжеств к эпохе национальных государств одна главная черта Европы оставалась неизменной — вечная раздробленность, вечное напряженное соперничество, недолговечность и внутренняя нестабильность империй, их неизбежный распад на более мелкие составляющие.
Если мы взглянем на географическую карту Европы то увидим, что сам ее облик как будто раздробленности и противится объединению. Европа компактна, но в то же время очень изрезана извилистой береговой линией к которой прилегают многочисленные, часто довольно крупные острова, такие как Британские или Сицилия, тут много вытянутых полуостровов и перешейков, таких как на Апеннинах, Пиренеях и в Скандинавии, много рек и возвышенностей. Да, эти препятствия не смогли в свое время уберечь Рим от разгрома варварами, но инородные вторжения такого масштаба в европейской истории случались считанное количество раз (если вообще случались). А вот в войнах и противостояниях между мелкими государствами географические рубежи играли важную роль, препятствуя объединению небольших стран в монструозные империи.
У апавяданні В. Карамазава «Дзяльба кабанчыка» расказваецца пра звычайны для вясковага жыцця эпізод — дзеці прыехалі ў вёску да маці «на свежыну» . Але пісьменнік звяртае нашу ўвагу на паводзіны дзяцей, іх адносіны да маці.
Маці вырасціла, выпеставала трох дзяцей: Веру, Ніну і Сцяпана. Мы даведаліся, што ўсе яны добра ўладкаваліся, жывуць у горадзе, не адчуваюць сябе беднымі, а дапамагае маці толькі адзін Сцяпан. Вера і Ніна нават не адчуваюць сваёй віны за тое, што даўно не былі на магіле бацькі, забыліся туды дарогу. Не заўважаюць, што іх маці стала зусім старэнькай, а даглядае такую вялікую гаспадарку. I даглядае не для сябе, а для таго, каб дзеці, прыехаўшы, маглі чаго ўзяць. Пісьменнік не апісвае знешнасці сясцёр, а ўсю ўвагу надае адзенню малодшай сястры Ніны — белы плашчык, чырвоны берэцік, лакавыя чаравічкі. Яна прыехала не дамоў, а ў госці. Ці можна ў белым плашчыку і лакавых чаравічках дапамагчы маці па гаспадарцы? Канешне, не. Ды яна і не збіралася дапамагаць. Яе не ўразілі словы маці аб тым, што цяжка стала «цягнуць» гаспадарку — рукі ломіць і не хапае сіл. Але найбольш яскравы эпізод, які характарызуе ўсіх дзяцей — сцэна дзяльбы кабанчыка. «Смешна было глядзець, як маці бярэ з агульнай кучы кавалак, варочае яго з боку на бок, перакладае з рукі ў руку, гадаючы, каму пакласці, а сёстры і Коля ўважліва сочаць за матчынымі рукамі, маўчаць, ані слова — не да размоў...» Сясцёр і зяця турбуе толькі адно, каб толькі іх не абдзялілі. Адзін толькі Сцяпан заўважае, што маці недзе парэзала палец і ён, заматаны ў белую анучку, «падобны на белую каціную лапку» . Аднаму Сцяпану няёмка, што маці ўсё мяса аддае ім, а сабе нічога не пакінула. Менш за ўсё маці думае пра сябе, а дарослыя дзеці нават не заўважаюць гэтага ў прагным жаданні атрымаць найлепшы кавалак.