На службе двух империй. – Сохранение идентичности. – Европейские революции и Галиция. – Крымская война. – Реформы в России. – Промышленные преобразования. – «Громада». – Украинцы в Австро-Венгрии. – Подъем украинства в России. – Аграрная реформа.
08_Afisha
Афиша общей краевой выставки во Львове. 1894 г.
Население украинских земель, разделенных между Российской и Австрийской империями, все более ощущало себя неотъемлемой частью этих империй. Дворяне украинского происхождения занимали важные посты в российской власти. Помещики демонстрировали массовый имперский патриотизм, например, во время войны с Наполеоном в 1812 году. Крестьяне, в подавляющем большинстве лояльные к режиму, не поддержали ни выступление Южного общества декабристов в 1825 году, ни польское восстание 1830-31 годов. По другую сторону границы галицкие русины, воодушевленные реформами (по сравнению с Речью Посполитой несколько улучшилось положение крепостных и открылись новые возможности для греко-католического духовенства), стали вернейшими сторонниками австрийского престола.
Сохранить украинскую идентичность в этих условиях было возможно только благодаря образованной прослойке общества, интересовавшейся историей родного края и вопросами народного языка. Интенсивнее всего этот процесс шел на бывшей Гетманщине и Слобожанщине, где еще помнили казацкие времена.
Иван Котляревский положил начало украинскому литературному языку. Прогремело творчество первого украинского национального гения – Тараса Шевченко. Кирилло-Мефодиевское общество в середине 1840-х годов обозначило первую попытку национально-политического противостояния режиму[1]. Потомки казацкой старшины стали ядром для формирования национальной интеллигенции – выпускников Харьковского, а затем и Киевского.университетов.
В Австрийской же империи, где практически все украинское население принадлежало к низшим сословиям, его тяга к самоопределению оставалась инертной вплоть до общеевропейского революционного взрыва 1848 года («Весны народов») и окончательного упразднения крепостного права. На волне потрясений возникла первая национальная организация украинцев Галиции – «Головна руська рада», а галицкие делегаты получили представительство в австрийском парламенте (правда, вскоре распущенном).
Освоение российских приобретений XVIII века – Причерноморья, Приазовья и Крыма – при царе Николае I заключалось в росте сельскохозяйственных площадей и размещении новых воинских частей. Очевидная экспансия с прицелом на выход в Средиземное море рассорила Россию с ведущими европейскими странами и привела к Крымской войне 1853–56 годов против Великобритании, Франции и Османской империи. Поражение в Крыму заставило нового царя Александра II провести назревшие реформы, важнейшими из которых стали отмена крепостного права в 1861 году и масштабная индустриализация страны.
На украинских землях начался бурный рост промышленности, главным образом угольной и металлургической. Появились железные дороги, выросли города. Сельское хозяйство переориентировалось на крупные аграрно-промышленные предприятия, в первую очередь по производству сахара. Многие крестьяне, потерявшие возможность прокормиться в сельских условиях, были вынуждены мигрировать в другие части империи либо перебираться в города, пополняя ряды пролетариата. В то же время немалую часть рабочих составляли более квалифицированные переселенцы из России. Вообще жизнь в крупных городах, ставших средоточием прогресса, резко отличалась от сельской, а городскую культуру никак нельзя было назвать украинской.
Одновременно в Российской империи усилилась деятельность революционных или просто «вольнодумных» кружков и групп всевозможных направлений. Активизировалось и украинское движение. В Петербурге появился первый украинский кружок – «Громада», чуть позже интеллигенты, вошедшие в историю под именем украинофилов, создали такие же объединения в Киеве и других городах Украины. Лидером «громадовцев» стал выдающийся ученый-универсал Владимир Антонович. На деятельность украинофилов правительство ответило репрессивными мерами. Циркуляр министра внутренних дел Валуева (1863 год) и царский Эмский указ (1876 год) ограничили распространение украинского языка, чем надолго затормозили развитие украинской культуры.
Гораздо большей свободой самовыражения пользовались украинцы в Австро-Венгрии. Они по-прежнему были, хоть и не в полной мере, представлены в законодательной ветви власти (имперском парламенте и краевом галицком сейме), создавали различные политические течения и партии (главным образом боровшиеся с польским влиянием), развивали национальную прессу, науку и культуру. Чрезвычайно популярно в народе было просветительское общество «Просвіта». Европейскую известность приобрели художественные произведения Ивана Франко и научные труды Михаила Грушевского.
Объяснение:
Объяснение:
Зарождению философии как науки предшествовали другие формы человеческого сознания, существовавшие ранее. Причем этап господства остальных видов и форм, которые объединены общим названием «мифология», занимает более длительный исторический промежуток времени ввиду того, что он корнями уходит в глубину человеческой истории. Философия и мифология являются частями единого целого, потому что первая из них сформировалась на основе приобретенного опыта второй. Дело в том, что мифологическое сознание – это наиболее древний вид сознания как такового. Именно данный вид исторической формы сочетает в себе собрание преданий. Они в положенное им время были основой всего человеческого сознания.Философия и мифология отличаются друг от друга, потому что в мифе нет противоречий, в его основе лежат практические представления многих поколений, в то время как во всех суждениях философов центральное место занимает именно позиционирование явлений, в основе лежат лишь теоретические рассуждения. Заметим, что для философии чуждо все сакральное и священное. Суждения строятся на предположениях, имеющих более или менее реальную основу. А вот в мифологии вся жизнь должна стоять на тех постулатах, которые были завещаны предками. С течением времени мифологические представления канули в Лету,дело в том, что теория становится необходимым атрибутом человеческой жизни, возникает чувство неудовлетворенности опытом и желание постигать мир без привлечения практических основ. Философия основана на мысли, которая не берет истоки в преданиях и легендах. Она приводит в поддержку своих теорий не веру, а доказательство.
Отец Васи замкнулся в своем горе, так как очень тяжело переживал потерю любимой жены, чувствовал себя очень одиноким. Он не мог понять, как Вася может затевать шумливые игры, с младшей сестричкой, как они могут смеяться, чему-то радоваться. Это бесило его и вызвало неприязнь к сыну. Но за внешней суровостью судьи была скрытая добрая, хрустально честная, справедливая душа. Васю смущало «пасмурное отцовское лицо» , «омраченные глаза» , и он « под непонятным взглядом» , «робел и замыкался в себе» . В высоком, пасмурном человеке мальчик «видел отца, но не мог ощутить родной души» .
Вот почему Вася верил своим «уличным» товарищам, но в скором времени убедился, что они трусы и предатели, которые при первых трудностях бросили его без всякой в темном подземелье. Встреча Васи с детьми подземелья вызвала взаимную симпатию и внесла в жизнь детей большие изменения. Взаимная симпатия, постепенно переросшая в настоящую дружбу. Васе нравились манеры взрослого человека, задумчивость Валика, его самостоятельность, отношение к маленькой сестричке Маруси. Вася же понравился детям подземелья своей искренностью, смелостью, решительностью, непохожестью на детей богатых, хотя он и был сыном судьи.
Для Валика и Маруси дружба с Васей была большой радостью. Вася часто приносил детям яблоки из своего сада, угощал лакомством, которому они никогда не видели. Он развлекал Марусю, рассказывал ей сказки, устраивал веселые игры. При появлении Васи девочка «каждый раз хлопала в ладони, и глаза ее блестели искренним интересом» . Для Валика Вася был единым товарищем, которому он мог довериться. Для этих обездоленных детей сын судьи был светом в темном подземелье. Все тепло своей души он отдавал Валику и Маруси. Мальчик ощущал, что он нужен детям, его ждут, радушно встречают. Васю глубоко поразила тяжелая, голодная жизнь его маленьких друзей. Он искренне желал им чем-то сочувствовал, жалел. Он никак не мог понять, почему именно должен скрывать от других свою дружбу с Валиком и Марусей. То, как человек воспринимает других, раскрывает его собственную натуру. Вася - настоящий друг, который бескорыстно тем, кто этого нуждается в. Итак, правильно говорят, что человек сильный со своими друзьями.