Цвет обладает эмоциональной выразительностью, он может создавать впечатление легкости и тяжести, торжества и уныния, печали и радости. Вспомним, что восприятие размера и глубины пространства также зависит от цвета: одни краски «выступают вперед», другие «уходят назад». Красный, оранжевый, желтый цвета и их оттенки человек ощущает как теплые; синий и фиолетовый – как холодные. Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение, ассоциируются с теплом и светом. Холодные (пассивные) цвета, наоборот, успокаивают, иногда угнетают. Каждый цвет имеет определенное эмоциональное воздействие на человека. А в сочетании друг с другом могут рождать совершенно новые эффекты. Также, в создании цветового образа портрета, большое значение имеет цвет фона, его соотношение с цветом фигуры, лица, предметов одежды. Правдивость состоит не в том, чтобы точно предать цвет костюма, а в том, чтобы суметь увидеть его как средство, раскрывающее характер. Рассмотрим эмоциональное окрас живописных картин на примере:
Валентин Серов, «Девочка с персиками» (1887)
Трепетный, мерцающий голубовато-серый фон картины, наполненной утренней листвой описанной в теплых оттенках зеленого и желтого, розовое пятно платья и создают то впечатление свежести, чистоты и радости жизни, которое составляет самую сущность произведения. На девочке надета розовая кофточка, которая гармонично сочетается с цветом ее румянца на щечках. Большой черный бант удачно сочетается с ее темными непослушными волосами, а вместе они ярко контрастируют на фоне свежих, утренних красок окружения и румяного лица героини.
Зимуют раки по месту постоянного жительства. Разве что поздней осенью стараются спуститься поглубже, так как зимой на глубине вода теплее. Ведь в отличие от лягушки рак не впадает в анабиоз. Большую часть времени (около 20 часов в сутки) рак проводит в своей норе, погруженный в дрему. Но в часы бодрствования он продолжает активную жизнь: бродит по дну и охотится.
Столь пассивная жизнь подо льдом характерна только для самцов. У самок же в зимнее время забот полон рот — ведь после осеннего спаривания к их брюшку прилепляется пара сотен оплодотворенных икринок, за которыми нужен глаз да глаз: следить за тем, чтобы они не заилились, постоянно омывались водой, несущей кислород. Поэтому самкам приходится в прямом смысле слова шевелить ногами — как ходильными, так и брюшными.
Иными словами, никаких особых тайн в рачьей зимовке нет, зимуют они на глубине, где человек не проживет и двух минут. Н.М. Шанский, В.И. Зимин, А.В. Филиппов в книге «Опыт этимологического словаря русской фразеологии» (М., 1987) связывают угрозу «показать, где раки зимуют» с практиковавшейся на Руси казнью «через посажение в воду», то есть утопление. У Сергея Соловьева читаем: «Шуйский велел их (болотниковцев. — Прим. ред.) взять в Москву, поставить по дворам, кормить и ничем не трогать, но тех, которые были пойманы на бою, велел посажать в воду».